06:55 О великой тайне обожения человека |
Батюшка, получается, что человек сначала исцеляется путём покаяния до такого состояния, в котором был Адам до падения? Это будет соответствовать возрасту Христову? У такого человека тварная тьма совсем умаляется? И после этого он начинает уже получать ещё больше благодати, что вовсе одухотворяет его и умаляет его животную сущность и он становится богом по благодати? Я своим плотским мудрованием совсем запутался. Пытался как-то сопоставить этот процесс обожения с тем, что у человека есть греховная тьма и дух, но ничего толкового не вышло! Батюшка, дух у человека начинает развиваться с того момента, как он начинает исцеляться? Ответ отца Олега Моленко: В своем покаянии человек очищается от греха и примиряется с Богом заслугами Христа. Таким образом он не становится подобным Адаму до падения, но превосходит его, как новая тварь во Христе, созданная по образу Иисуса Христа. Иисус Христос хоть и именуется Новым Адамом, но вовсе не по равенству качеств с последним до его падения. Просто Господь наш Иисус, несравненно превосходя Адама даже по человечеству, совершил вместо него дело утверждения человека в бытии, пакибытии и вечной жизни с Богом. Господь Иисус искупил нас (весь род человеческий и саму природу человека), спас и восстановил в человеке образ Божий. Вот почему, когда мы через приобщение Христу восстанавливаем в себе Его образ, то тем самым восстанавливаем в себе и утраченный нами в падении образ Божий, а также подобие Божие. Для спасения человека довлеет восстановление образа Божьего, а для христианского совершенства, возможного на земле, нужно восстановление подобия Божьего. Это совершенство бывает трех типов: диаконское (вспомогательное служение), священническое (самостоятельное служение), епископское или архиерейское (возглавительное, управленческое служение). Обожение человека – это великая тайна! Для того Христос Бог стал человеком, чтобы нас соделать богами. Но это обожение наше не абстрактное, а конкретно-реальное. Это не только мера Божьей благодати, дарованной нам, но и явление ее в нас в виде образа Христа Бога. Дух человека начинает развиваться с момента вхождения человека в этот мир. Это вхождение не может происходить без Бога! Сознательно же дух человека развивается от соприкосновения его с Духом Божьим. По началу дух человек выходит из забвения о Боге памятью духа о Нем. Память эта – от многой молитвы Иисусовой и действия благодати ради имени Иисуса Христа. Когда наш дух опамятствуется, помнит всегда о Боге, то все согласовывает с Богом, который есть Дух. Тогда человек становится поклонником Бога Троицы и храмом Святой Троицы. Исцеление – это восстановление утраченной целостности человека. Человек был рассечен грехом и падением двояко – сам в себе – на три части и на три силы, а также от Бога. Целостность его восстанавливается соединением рассеченных грехом духа, души и плоти, а также умозрительной или словесной силы, раздражительной силы и желательной силы. Соединяются же эти части человека только при его соединении с Богом. Бог входит в человека, как в Свой восстановленный храм и соединяет все рассеченное! Алексей , Оренбург, РОССИЯ 28/03/2008 |
|