02:28 Осторожно - эзотерика! |
"С этим словом (эзотерика) следует быть осторожным. Эзотерика это ведь равно тайная наука. Но подлинных тайн мы не знаем, их и так называемые эзотеристы не ведают. Эзотеристы, по крайней мере, должны были не выдавать своих тайн. Но истинную тайну и невозможно выдать… У человека есть потребность иметь тайны, а так как о подлинных тайнах он не имеет ни малейшего представления, то создает себе искусственные. Подлинные же тайны нападают на него из глубины бессознательного… Не мы владеем тайнами, а действительные тайны владеют нами." Карл Густав Юнг "Добро и зло в аналитической психологии" У вас никогда не возникало такого чувства, что общаясь с кем-то из «эзотериков» – духовным гуру, гадалкой или астрологом – вы разговариваете с сумасшедшим? Наверное, бывало, а у некоторых из нас – и не раз. Конечно, в большинстве таких случаев мы имеем дело с частью продуманного имиджа человека «не от мира сего», со своего рода сценическим образом, достаточно востребованным на рынке подобных услуг. Но нередко бывает и так, что клиент, попав на прием к эзотерику, в какой-то момент отчетливо понимает – здесь в помощи в первую очередь нуждается сам консультант. И в этой трагифарсовой ситуации совсем мало смешного. Ведь есть огромное количество людей, не просто возлагающих надежды на помощь психически нестабильных самоназванных чародеев, но и, не сумев разобраться, с кем имеют дело, совершенно буквально следующих их советам и наставлениям. О количестве людей, очарованных «мистикой и эзотерикой», и при этом даже приблизительно не представляющих, что же именно и почему их очаровало, можно судить по тиражам литературы сомнительного качества из рубрики «непознанное» или просто пройдясь по нескольким «эзотерическим» форумам в интернете. Между тем, наивное ожидание чуда и легкая внушаемость не всегда имеют безобидные последствия. Ситуация с современной эзотерикой, включая астрологию, объяснима и понятна (хотя от этого и не легче). Вытесненная на маргинес современной рационалистической наукой, эта специфическая сфера знаний естественным образом притягивает немало людей, мягко говоря, необычных и особой дисциплиной ума не отличающихся. Столь же естественным образом для замкнутого, изолированного от научного мейнстрима мира оккультизма снижается интеллектуальная планка, сужается поле для дискуссий и обмена идеями. Парадокс состоит в том, что именно резкое, категорическое, порой в чистом виде иррациональное, на уровне психологических фобий, отторжение представителями официальной науки всего, что хотя бы отдаленно может напоминать о связи с оккультизмом, ограничивает интеллектуальную свободу, условно говоря, трезвомыслящей части эзотериков. В этой ситуации разорвать порочный круг крайне трудно, хотя в принципе возможно. Так, например, вопиюще «антинаучная» аналитическая психология Юнга превратилась в респектабельный бренд и не была объявлена мракобесием и затравлена «правильной» наукой, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Но это история отдельная, хотя очень интересная и поучительная. Статья, приведенная ниже, опубликована много лет назад, однако с тех пор ситуация если и изменилась, то на мой взгляд, только к худшему благодаря бурному развитию средств массовой коммуникации и одновременно стремительному падению качества общего образования. Ранее незнакомому с текстом читателю может вначале показаться, что статья написана неким борцом с «лженауками». Однако ирония в том, что имя автора Б. Израитель – имя одного из самых известных российских консультирующих астрологов. Особо подчеркнем: одного из немногих известных за пределами не только узкого астрологического круга, но и постсоветского пространства, работы которого публикуются в Европе и за океаном. Иными словами, компетентность автора не вызывает сомнений. Статья особенно интересна тем, что проблемы, поднятые в ней, выходят далеко за рамки современной «эзотерики» и касаются куда более глубоких и серьезных вещей, чем эзотерические книжки или психологические проблемы людей, увлеченных оккультизмом. Дочитав текст до конца, вы легко согласитесь, что в большинстве предложений термины эзотерика или оккультизм можно смело заменить словами: идеология, религия или политика. Люмпенизация мышления, о которой говорит автор, стала знаком нашего времени и одним из доминирующих признаков общественного сознания. Другими словами, будет неправильным утверждать, что «крыша съезжает» лишь у тех, кто увлечен эзотерикой. Вопросы, затронутые в статье, самым непосредственным образом касаются политических радикалов с обоих флангов, религиозных экстремистов и множества других «идейных» одержимых, всегда имеющих простые ответы на любые самые сложные вопросы и свято уверенных, что их правда – самая правдивая и подлинная, а любой оппонент в дискуссии это враг. И было бы полбеды, если бы темы, которых коснулся автор статьи, представляли лишь теоретический интерес для узкой группы специалистов, и речь бы шла только о небольших сообществах маргиналов и фанатиков. К сожалению, в совсем недавней истории прошлого века и даже прямо сегодня мы можем наблюдать поражающие воображение примеры люмпенизации общественного большинства с особо тяжкими последствиями. Огромные массы людей, а с ними и целые страны, населенные в основном нормальными в повседневных проявлениях гражданами, одержимые иррациональными страхами, комплексами и темными мифами, обрекают себя на унизительное прозябание, а то и на гибель во имя идеологических фантомов. Психические механизмы, приводящие к уходу из реального мира в мир Зазеркалья – идеологического, религиозного или оккультного – очень схожи между собой и многократно описаны психологами, социологами и философами разных школ и направлений. Единственный вопрос, на который никто из них до сих пор не ответил – как этого избежать. Возможно, все дело в природе человеческой психики, изменить которую мы не в силах, и универсальных простых рецептов не существует в принципе? Недовольство современной эзотерикой Б. Израитель Статья приводится с сокращениями Сейчас создается впечатление, что все кладовые тайных знаний разом открылись, и каждый может черпать из них сколько угодно. Нечто подобное происходило на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда мистика вошла в моду и захватила умы читающей публики. Сегодняшняя ситуация отличается прежде всего масштабом оккультного вещания и степенью доступности источников знания. Не тонкий слой "читающей публики", но почти все население охвачено пропагандой тайных знаний … Что толкает людей в объятия эзотерики? Чаще всего острая неудовлетворенность своим состоянием, поиск средств для изменения жизни, малоосознанное стремление к волшебному преобразованию. У некоторых может сформироваться комплекс неудачника, тогда наблюдается отчетливый мотив социального реванша. Неудовлетворенность амбиций, пониженная социальная адаптабельность играют роль в возникновении интереса к оккультизму. Занятия оккультизмом становятся своеобразной формой ухода от проблем "обычного" реального мира в мир иррационального. Получается нечто вроде духовного наркотика - временное удовлетворение может смениться тяжелым кризисом. Редко кто из новых адептов тайных учений спрашивает себя: "Почему я считаю, что преуспею в этой сложной области, если мне плохо удаются вполне обычные занятия?". Редко кто из них вспоминает слова основоположника антропософии Р. Штайнера, что основной критерий прогресса в оккультных областях - это начало течения обычных дел. Между тем, большинство соблазненных эзотерикой не могут похвастаться ни особой настойчивостью, ни терпением, ни аккуратностью, ни способностью концентрироваться, то есть теми качествами, которые требуются для серьезного овладения предметом. Тайные знания соблазняют как раз легкостью, с которой "посвященный" может судить о массе сложных проблем, частных и общих. Зачем посещать учебные заведения, штудировать учебники, если оккультные теории быстро дают готовые ответы всевозможного характера. Поскольку оккультизм выходит за предел круга обычной науки и оперирует ее данными, создается впечатление сверхмогущества эзотерического знания. "Посвященный" начинает свысока смотреть на обычные знания, на традиционную науку. Однако есть вещи, которые наука может дать, а занятия оккультизмом - нет, например, культуру и объективность мышления. В том виде, в котором сейчас происходит знакомство с оккультизмом, он может только ослабить способность мыслить ясно и непредвзято. Существуют два основных способа приобщения к оккультным знаниям: прочесть литературу и послушать того, кто уже начитался этой литературы. Поэтому многое, если не все, упирается в качество оккультной литературы. Что же мы видим в этой области? Прежде всего, огромное количество откровенного шарлатанства, то есть книг, выпускаемых с чисто коммерческими целями. Такая литература воспроизводит себя по замкнутому циклу. Воспитанные на ней люди со временем превращаются в авторов таких же произведений. … Самая хорошая книга по оккультизму может принести не меньший вред, чем дешевая макулатура. Ведь дело не в том, что человек читает, а в том, как он понимает прочитанное, что извлекает из книг для себя, как преломляет информацию в своем сознании … Так, никогда по-настоящему первоклассник не поймет "Анну Каренину" Толстого, как бы ее ни адаптировали, так и обычный человек не воспримет правильно, скажем, "Духовидение" Р. Штайнера. При этом он не осознает, по большей части, этого своего "непонимания" или ущербного понимания. Все слова могут быть знакомы, так что иллюзия понимания возникает полная. По-моему, даже есть какой-то смысл печатать такие книги иероглифами или на латыни: в правильности восприятия потеря небольшая, зато нет ложного ощущения понимания написанного … Выпячивая иррационально-мистическое начало, вульгарный оккультизм порождает в массовом сознании иллюзию наличия какого-то "беззаконного мира", где вообще закономерности не действуют, где можно волшебным мистическим образом добиться чего угодно. Нужно только вырваться из оков плотного мира, мира состраданий, мира грубой материи и т.д. Соответствующая литература переполнена, мягко говоря, нелестными словами в адрес рационального разума и обычной жизни вообще. Но она не дает реальной альтернативы. И не в состоянии ее дать: все разговоры о духовности, о тонком мире и высших формах существования не находят в человеке, в силу обсуждающихся причин, питательной почвы. Они не становятся фактами реального существования, но могут лишить сознание и мышление обычного человека укоpененности и в повседневной реальной жизни. Происходит своего рода "люмпенизация" мышления. Оно зависает над пластом основной жизни, выпадая из культурного контекста существования. … Настоящая жизнь скучна и неинтересна, она становится обузой. Плохо понимаются переходы между полюсами. Крайности выпячиваются. Они представляют повышенный интерес. Относительное путается с абсолютным. Происходит потеря масштаба восприятия. Обычные вещи настолько ниже идеала, обычные состояния настолько отличаются от экстремальных, что определить различия между проявлениями обычной жизни не представляется возможным. Скажем, идеалы добра настолько превосходят земные представления о нем, что практически стираются различия между верностью и подлостью, самопожертвованием и предательством. Теряется ориентация и в социальном пространстве. Сознание заражается гигантизмом. Если что-то происходит, то обязательно с глобальными и космическими последствиями. (Очень напоминает большевистский менталитет. Но существуют и отличия: сильная интровертированность и фатализм вместо социальной ориентированности и богоборчества; сильное ослабление волевого тонуса вместо железной воли). Все постулаты оккультных наук предстают в искаженном вульгаризированном виде. Так, например, всеобщая взаимосвязь всех частей мира трактуется как повальное прямое влияние всех на каждого и каждого на всех. Появляется почва для самых диких суеверий, замешанных, как правило, на страхе. Вместо объемного и глубинного мировоззрения - уход от реальности; вместо осмысленной полноценной жизни - смятение и психическое перенапряжение; вместо выхода на новый уровень бытия - сползание к примитивному существованию. Пока оккультизм будет оставаться элементом контркультуры, избежать такого положения вещей будет крайне трудно. Видимо, общество должно осознать важность окультуривания оккультных наук. Это так же важно, как духовное здоровье общества. |
|
Всего комментариев: 7 | ||
|