00:17 Разумные животные, созданные людьми. Стоит ли оно того?![]() |
Что будет, если нам удастся создать животных, наделенных таким же интеллектом, как у нас? Как выяснил корреспондент BBC Future, похоже, что начало уже положено. Человеческие существа издавна верили, что именно уникальный уровень интеллекта отличает их от других животных. Наша способность к высшим формам обучения, творческое мышление, а также – возможно, это самое важное – наша сложная система коммуникации посредством языка и речи, определяют наше положение как высшего биологического вида. ![]() Однако по мере того, как мы расширяем свои представления о механизмах функционирования мозга и проводим эксперименты на животных, чтобы больше узнать о том, какие гены участвуют в интеллектуальных процессах, возникает существенный вопрос: удастся ли нам когда-либо принять другие виды на борт нашего интеллектуального ковчега? ![]() Идея развития интеллектуальных способностей животных не столь уж несбыточна, как могло бы показаться на первый взгляд. Познакомьтесь с результатами исследований, опубликованными в сентябре 2014 года Энн Грейбилл и ее коллегами из Массачусетского технологического института (МТИ), о взаимосвязи между интеллектом и генами. Команда американских и европейских ученых с помощью генной инженерии сконструировала мышей, наделенных человеческой разновидностью гена FOXP2, который отвечает за способности человеческого мозга к обучению и процесс речи. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, повысятся ли способности грызунов к обучению в результате пересадки этого гена. Как и предполагалось, усовершенствованные мыши, которым пришлось перемещаться по лабиринту в поисках лакомства – шоколада, запоминали дорогу гораздо быстрее, чем те грызуны, которым не добавляли этот человеческий ген. Суть данного исследования заставляет задуматься: можно ли путем фундаментальных изменений и улучшений мозга мыши создать животных, наделенных сознанием, чей уровень интеллекта сравняется с нашим. Эта концепция получила название "аплифтинга" (uplifting), или "возвышения" животных. ![]() Усовершенствованные мыши запоминают дорогу к сыру гораздо быстрее В прошлом, процесс «возвышения» животных исследовали главным образом авторы произведений в жанре научной фантастики. Один из главных фильмов прошлого лета – "Планета обезьян. Революция" (в оригинале – "Рассвет планеты обезьян"). В картине режиссера Мэтта Ривза по мотивам романа французского писателя Пьера Булля рассказывается о цивилизации разумных приматов. Их предками были подопытные животные, которых подвергли генным модификациям ученые, пытавшиеся найти средство лечения болезни Альцгеймера. История, рассказанная в фильме, имеет параллели с исследованиями, проводимыми в реальной жизни. В 2011 году команда исследователей во главе с Сэмом Дедуайлером из Университета Уэйк-Форест в Уинстон-Сейлеме, штат Северная Каролина, проводили опыты с макаками-резус, в ходе которых изучали факторы, приводящие к потере контроля над мыслительным процессом у людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Ученые обучали обезьян выполнению интеллектуальных задач, включая запоминание и распознание образов и символов. В процессе тренировок макакам давали дозы кокаина, чтобы притупить их умственные способности и заставляли повторить опыт. Результаты, предсказуемым образом, оказывались менее впечатляющими после приема наркотика. То, что произошло на следующем этапе исследования, заслуживает особого внимания. Тем же обезьянам вживили в мозг нейронные протезы – имплантаты, предназначенные для мониторинга и корректировки нейронов, вышедших из строя под воздействием кокаина. С помощью имплантатов удалось успешно восстановить нормальное функционирование мозга подвергнутых воздействию наркотика обезьян. Самый важный результат опытов состоял в том, что если нейронные протезы активировались до приема обезьянами наркотика, успехи приматов превосходили те, которые они показывали во время исходных опытов. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, можно ли с помощь нейронных протезов, хотя бы теоретически, восстановить способность к принятию решений людьми, перенесшими травмы, или страдающими такими недугами, как болезнь Альцгеймера. Эти эксперименты показали, что, по крайней мере, обезьян нейронные протезы сделали "умнее". ![]() Чтобы заботиться об океане, нужна помощь дельфинов - как минимум Все это означает, что мы, похоже, уже вступили в эру "возвышения" (аплифтинга) животных, говорит Джордж Дворски из Института этики и новых технологий, занимающегося изучением последствий внедрения в жизнь новых технологий. "Однако, по существу, говорить о каких-то количественных изменениях, способных оказывать серьезные воздействия на "интеллект" животных, все еще слишком рано, - продолжает он. – Аплифтинг того рода, который описывается в научной фантастике, потребует куда более продвинутых технологий, чем те, которыми мы располагаем сейчас. Это вовсе не означает, что нам не удастся со временем разработать такие технологии, в первую очередь потому, например, что они помогут нам с помощью опытов на животных изучить когнитивные проблемы, возникающие у людей, включая болезнь Альцгеймера. Важно понимать, что идея "возвышения" может казаться фантастической, и это не совсем та цель, к которой нам следовало бы стремиться. Однако потенциальный выигрыш для медицины в смысле создания новых возможностей борьбы с человеческими болезнями и травмами означает, что дальнейший прогресс на пути, ведущем к "возвышению", неизбежен. Манипуляции с животными зашли настолько далеко, что на них обратили пристальное внимание специалисты в области биоэтики. В 2011 году Академия медицинских наук Соединенного Королевства подготовила специальный доклад по этическим аспектам исследований, проводимых с животными, содержащими человеческий материал, и посвятила целую сессию теме манипуляций с мозгом и опытов с когнитивной системой. (Ранее, в 2010 году, компания IpsosMORI, специализирующаяся на маркетинговых и социологических исследованиях, провела опрос общественного мнения о том, как в обществе воспринимаются опыты с животными, содержащими человеческий материал. Выяснилось, что люди мало знают о таких опытах. Большинство респондентов поддержало эксперименты с животными, содержащими человеческий материал, полагая, что они помогут борьбе с болезнями) Проблема вызвала страстные дебаты среди теоретиков. Некоторые из них, такие как Дворски, считают, что дискуссия должна идти дальше и не ограничиваться рассмотрением достижений в медицине и науке. Дворски верит в "этический императив возвышения" и утверждает, что прогрессом в развитии технологий следует делиться с животными, чтобы избавить их от гнета унылой формулы "выживает самый приспособленный". Технологии должны быть так же доступны животным, как и людям. ![]() Сможет ли ваш усовершенствованный кот играть на фортепиано? "Поскольку мы отвечаем за эту планету, наш моральный императив состоит в том, чтобы не просто освободиться от Дарвиновской парадигмы, но и помочь в этом всем существам на Земле. Наше путешествие в постбиологическое, пост-Дарвиновское состояние будет общим", - рассуждает Дворски. Дэвид Брин, писатель и консультант НАСА, чьи научно-фантастические романы способствовали популярности идеи аплифтинга, на пути к реализации этой идее исходит из несколько более прагматических причин. Он надеется, что заново обретшие интеллект виды животных разделят с нами ответственность за сохранение окружающей среды. "Океаны планеты Земля - это безбрежная тайна, полная богатств, уникальных сокровищ, которые необходимо сохранить, - говорит он. – Мы пытаемся научиться тому, как стать хорошими управляющими нашей планетой, но я сомневаюсь, что мы в одиночку справимся с этой ролью. Мы и близко не сможем подойти к этой цели, даже если на нашей стороне будут разумные партнеры (и критики) – дельфины. То же самое справедливо и для других возможностей по извлечению прибыли и постижению мудрости". (Почти половина произведений Дэвида Брина, лауреата многих литературных премий, посвящена идее "возвышения". Все существа, которые дышат кислородом, могут развить интеллект и совершать межпланетные путешествия. Люди в его романах – самая слабая раса в экономическом и технологическом плане. Книги Брина повествуют о цивилизациях "неодельфинов" и "неошимпанзе". Именно он ввел в оборот термин uplifting) Для других – вся эта идея представляет собой одну большую проблему. Пол Грэм Рэйвен из Университета Шеффилда, полагает, что в позиции сторонников "возвышения" проявляется биологическое и научное высокомерие и ложная вера в превосходство человека над природой и в то, что человеческий интеллект – это высшее достижение эволюции. В этом, пожалуй, и заключается главная дилемма всей дискуссии о "возвышении". Дворски, Брин и другие верят, что наделение других существ интеллектом пойдет им на пользу. Рэйвен сомневается в том, что у нас есть моральное право принимать это решение за них и без их согласия. "Считается бесспорным, что мы лучше знаем, что хорошо для других существ, не таких как мы. Наше знание о том, что является благом для нашего собственного вида, - неочевидно, и я не склонен доверять этому умозаключению, какими бы добрыми намерениями оно ни было продиктовано", - говорит Рэйвен. |
|
Всего комментариев: 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ![]() ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|