00:28 Река жизни |
«Редкая птица долетит до середины Днепра».
Николай Васильевич Гоголь.
Начну с интересного момента – в русском языке слова «река» и «речь»
имеют общий корень и, по сути, общее значение. Речь – речка, речной,
реченька, …наречие. Река – изрекать. Читаем у Пушкина: «А как речь-то
говорит, словно реченька журчит». В ряде славянских языков
прослеживается сходная тенденция. Разве что у поляков река – ‘rzeka’,
тогда как ‘rzecz’ – это не слова, но конкретная вещь, а иной раз - дело,
благо (так, Речь Посполитая – буквально общее дело Литвы и Польши).
Любопытно, что название немецкой реки Spree перекликается с немецким
глаголом ‘sprechen’ (говорить, вещать) и с существительным ‘Sprache’
(собственно, речь). Напомню, что в этих местах когда-то проживали именно
славянские племена. Итак, речь – это река, это плавное течение, а иной
раз – просто вода. Вы заметили, что когда человек много и красиво
говорит не по делу, а плавает всё вокруг да около, ему говорят: «Слишком
много воды». Но вода – это начало жизни, в том числе – духовной. Так,
что Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордан, а Владимир – Красно
Солнышко крестил киевлян в притоке Днепра – в реке Почайне. Слово
«исток» - не просто география, но и философия, культура, душа народа.
Народные истоки. Вода, река воспринимаются, как почин, иной раз, как
смывание с себя негативного прошлого – современные учёные даже
утверждают, что у воды есть свой «характер», своя энергетика, это не
просто H2О. В конечном итоге, планетарная жизнь зародилась именно в
воде…
…Ленский, Онегин, Печорин – фамилии ключевых персонажей русской
литературной классики взяты не из жизни, а созданы искусственно, по
прихоти авторов. Лена, Онега, Печора – северные, неласковые реки, а так
называемая «холодная харизма» считалась модным и непременным качеством
настоящего романтического героя первой половины XIX века. Интересно, что
псевдоним Ленский довольно часто брали себе актёры, писатели и
журналисты. Наиболее известный случай – Дмитрий Тимофеевич Ленский
(настоящая фамилия Воробьёв), автор замечательных водевилей, многие из
которых популярны по сию пору (например, «Лев Гурыч Синичкин»). Нина
Заречная – один из самых драматических и сложных персонажей в творчестве
Чехова. Заречная – «за рекой», а это в сказках и мифах может
символизировать погибель. Но обо всём по порядку.
Культурологические словари утверждают, что «…природный объект –
река (вода) – преобразуется цивилизацией в культурный объект и
осмысляется в мифологии, в искусстве, философии и т.д. как концепция».
Общеизвестно, что цивилизационные процессы в истории человечества
напрямую связаны с Нилом, с Гангом, с Междуречьем, с Тибром, ...с
Москвой-рекой и так далее. Река – это жизнь. Василий Ключевский
утверждал, что славянин искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу».
Итак, «…реки имеют особую роль в жизни народа Руси, реки всегда
приносили русскому человеку только добро». Кроме того, речные пути, в
частности, знаменитый путь «из варяг в греки», служили
политико-экономическим и цивилизационным стержнем, вокруг которого
созидалась земля Русская. Но здесь мы имеем дело не только с
материальной выгодой, которую давала река, но и с религиозным,
мифологическим, сказочным пластами культуры и сознания.
В античной традиции существовала река забвения – Лета. Согласно
мифологии, умершие люди должны были испить её воды, чтобы забыть свою
земную жизнь. В нашем языке есть устойчивая смысловая конструкция –
«кануть в Лету», иначе говоря – подвергнуться полному забвению. В
русских народных сказках иной раз встречается такой сюжет – главный
герой отведал воды из некоей реки (чаши) и – позабыл всё то, зачем он
шёл и куда стремился. Или, например, из памяти тут же стирался образ
невесты, родного дома и так далее. Тема живой и мёртвой воды и неких
волшебных вод, превращающих братца-Иванушку в козлёночка, также не менее
популярны в русском фольклоре.
Подземный Стикс древних греков – олицетворение мрака и ужаса.
Согласно мифам, именно река, по сути, отделяет мир живых от мира
мёртвых. Для сравнения – в дохристианскую эпоху у ряда славянских,
балтских и скандинавских племён было принято захоронение в ладье.
Арабский путешественник, писатель Ибн Фадлан, посетивший в X веке
русские земли, подробно описал не только быт и нравы славян, но и
похоронный обряд в ладье. В этой связи вспоминается хитроумный план и –
красивый в своём изуверстве жест княгини Ольги, которая отомстила
древлянам за убийство Игоря. Помните? «Сказали же древляне: Вот убили мы
князя, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава
возьмем и сделаем ему, что захотим. И послали древляне лучших мужей
своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под
Боричевым». Княгиня же сделала вид, что согласна, однако, поставила
условие: «Ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а
утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не
пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье». Дело
кончилось плохо – Ольга велела сбросить ладьи в специально вырытую яму и
похоронить древлян заживо. Ладья – символ погребения, вот княгиня их и
похоронила. Вспоминаем мифологического лодочника Харона – перевозчика
душ в своей ладье. Итак, река – это рубеж, граница миров. Знаменитый бой
Ивана-Царевича (или Ивана - крестьянского сына) с чудищем происходит
чаще всего на некоем Калиновом мосту, перекинутом через огненную реку. В
некоторых вариантах её называют река-Смородина.
В сказках и в песнях часто используется мотив «за рекой». Таким
образом, Заречная – говорящая фамилия. Переправься на тот берег –
получишь или сокровище, или же – найдёшь свою печаль, а то и смерть. В
этой связи интересен текст старинной казачьей песни «По Дону гуляет
казак молодой». О чём, дева, плачешь? О том, что ей нагадали погибнуть в
день свадьбы: «Поедешь венчаться – обрушится мост». У этой истории есть
много вариантов, один из которых такой: «А дева, а дева – под мутной
водой». Или читаем у Пушкина о Мёртвой Царевне:
«Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный».
Итак, «за рекой» означает в ином мире, в другом измерении,
возможно, что на том свете. Культовая советская песня о гибели юных
бойцов-будённовцев носит красноречивое название «Там, вдали за рекой».
Культовая фигура советского агитпропа Василий Чапаев, как известно,
погиб, не сумев переправиться через реку. Даже в этой важной детали –
основа мифа о легендарном красном командире. Река – жизнь, но река – и
смерть, переход в иномирье. «Мать моя утонула, купаясь на реке Волге,
когда мне было восемь лет», - интересно, что именно так начинается,
пожалуй, самая парадоксальная вещь Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика».
Эта повесть, наполненная красивым и пугающим символизмом, не может
служить исключительно детским повествованием. Итак, своенравная река
убивает, река круто меняет жизнь и – судьбу. «Пройдено. Прожито. Крест»,
- эту странную фразу главный герой-пионер постоянно повторяет по ходу
повествования…
Или вот. В пьесе Александра Островского «Бесприданница» Лариса, по
сути, гибнет не в тот момент, когда в неё стреляет ревнивый неудачник
Юлий Карандышев, а когда она согласилась поехать с Паратовым за Волгу. С
этого мгновения началось её стремительное и неумолимое падение в
бездну. Драматург, хорошо знавший значение мифологических символов (в
его пьесах они встречаются чаще, чем у других авторов), намеренно
создаёт подобную ситуацию. Убегая, Лариса говорит совершенно
определённо: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Как в
сказках – или сокровище, или гибель. Третьего не дано. Эльдар Рязанов в
своей версии «Бесприданницы» («Жестокий романс») исказил, точнее – грубо
осовременил ситуацию, впрочем, для зрителя середины 1980-х
знаки-символы-приметы были уже совершенно не важны.
Кроме того, река, вода часто символизируют течение жизни, перемены.
Так, всем известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды». Всё течёт – всё изменяется. Об этом же пелось в советской
песне на стихи Льва Ошанина «Течёт река-Волга». «Издалека долго течет
река Волга,…Конца и края нет...» Это – монолог жизни, от юности («А мне
семнадцать лет») до старости. А река Волга только видится всё той же,
она – меняется вместе с нами… Или, например, добрый фильм «Верные
друзья» - пожилые учёные решили тряхнуть стариной и совершить
увлекательное, где-то даже опасное путешествие на плоту. Символ -
преодоление косности и застоя, случившегося в бытии трёх старых друзей,
ибо река – это пробуждение и это – проверка на прочность. И, как пелось в
их песне «Лодочка»:
«И путь наш не кончается,
Простор речной широк.
И гонит, гонит лодочку
Попутный ветерок».
Итак, течение реки – это движение, это перемены. Но… Тут живо
вспоминается картина Михаила Нестерова «Молчание» - фигурки рыбачащих
монахов. Желая изобразить Вечность, художник обращается к теме
успокоенной воды – мы не видим ни единого волнения на её глади. Жизнь не
бурлит, не бьёт ключом, а посвящена иным смыслам – тут день, как год, а
год – как день. Тут нет времени и, как уже упоминалось, река – это
речь, а здесь – молчание. Ибо мысль изреченная есть ложь. Молчание
подчёркивается и полной тишиной воды. Но такая безмятежная благодать
далеко не всегда нравилась русским людям!
В Советском Союзе тема реки и воды часто использовалась для
изображения эпичной борьбы со стихией. Или – в качестве торжества
Человека, хозяина природы. Отовсюду доносились слова бравурной песни:
«Мы покоряем пространство и время – мы молодые хозяева земли!» И воды –
тоже. Вода сильна, а мы сильнее. Здесь представляется наиболее
интересным детское стихотворение Самуила Маршака «Война с Днепром».
Именно – война, то есть битва не на жизнь, а на смерть. Или мы, или –
нас.
«Человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру.
Ты с вершины будешь прыгать,
Ты машины будешь двигать!
-Нет,- ответила вода,- Ни за что и никогда».
В этом есть что-то от древних мифов - просто какое-то обуздание
Посейдона. Разумеется, как всегда, победил могучий советский человечище,
а Днепрогэс – тому материальное подтверждение. Есть и другая история –
гораздо более печальная. Это – бессмысленная и жестокая по отношению к
природе идея поворота северных рек, чтобы напитать водой южные районы.
Красивая и благая с виду, задумка нанесла ущерб экологии в ряде
регионов, хотя, у неё по сию пору есть свои сторонники.
Россия – страна великих рек, поэтому главную реку России – Волгу
часто именуют одним из русских национальных символов, причём не только у
нас, но и во всём мире. Забавный эпизод – в своих мемуарах великий
кутюрье Кристиан Диор описывает Ленинград 1931 года (Диор тогда ещё не
был мастером дамских платьев, а прибыл в СССР вместе с компанией своих
друзей – молодых архитекторов). Так вот, будущий модельер упоминает
обветшалые красоты старого Петербурга и - реку Волгу… Для него Россия и
есть Волга. Во всём мире известна песня о Стеньке Разине со словами:
«Волга-Волга, мать родная. Волга русская река
Не видала ты подарка от донского казака…»
Тут, по сути, обыгрывается один из древних ритуалов принесения
человеческой жертвы – божеству («подарок»). Что интересно, слова песни
послужили названием для эпохальной советской кинокомедии «Волга-Волга».
Это был настоящий гимн водной стихии и – реклама только что открывшегося
канала Москва-Волга. Интересно, что и в фильме, и в сопровождавшей его
песне, река воспринимается ещё и как синоним свободной и могучей России.
«Красавица народная,- как море, полноводная,
Как Родина, свободная,- широка, глубока, сильна!»
В кадр попали не все куплеты, написанные Василием Лебедевым-Кумачом. Вот очень примечательный фрагмент:
«Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы,-
Не видать им красавицы Волги,
И не пить им из Волги воды!»
Что характерно, немецкие фашисты захлебнулись именно Волгой –
собственно Сталинградская битва окончательно сломала хребет германской
военной машине… Итак, река – это Жизнь, это перемены, это постоянно
меняющиеся декорации, точнее – берега. Вместе с тем, это мрачный символ
своенравной природной стихии, которая постоянно требует жертв. Река –
символ смерти. Именно у Чёрной речки – название говорит само за себя -
был смертельно ранен Пушкин. Река – речь, слово. Но, вместе с тем, река и
– тишина, молчание. Вода убивает, вода даёт жизнь. Мёртвая и живая
вода. «Течёт река Волга – конца и края нет». Интересно, что Эдуард
Лимонов посвятил одну из своих удачнейших книг именно воде, точнее -
времени. «Всё содержащееся под этой обложкой называется "Книга Воды".
Можно было бы назвать её "книга времени". Потому что оно о времени. Но я
предпочёл воду». Вода, время, пространство, …Бог.
|
|
Всего комментариев: 25 | ||||||||||||||||||||
|