17:41 Слабонервным не смотреть |
В мире существует немало произведений искусства с дурной репутацией. Это и книги — например, «Книга Тота», «Мастер и Маргарита», и голливудские фильмы — «Изгоняющий дьявола», «Полтергейст», «Супермен», и картины — «Крик» Мунка, «Венера перед зеркалом» Веласкеса, «Поклонение волхвов» Брейгеля, «Иван Грозный и сын его Иван» Репина. А не так давно «проклятый» список пополнило новое полотно Американский художник Билл Стоунхэм в начале 1970-х годов случайно обнаружил на чердаке своего дома в Чикаго кипу старых фотографий. На одной из них он был сфотографирован в пятилетнем возрасте вместе с сестрой. Снимок настолько вдохновил художника, что он взялся за кисти. И в 1972 году на суд публики в Окленде, где обосновался художник, была представлена картина под названием Hands resist him («Руки защищают его»). Этот безумный, безумный, безумный мир На холсте изображены двое: мальчик постарше и девочка-кукла, стоящие на фоне стеклянной двери. Казалось бы, что особенного? На первый взгляд — ничего, но, если присмотреться внимательнее, многое настораживает. Мальчик тот ещё красавец: лицо плоское и бесформенное, будто сделанное из куска теста, огромный лоб, поджатые губы, скорбные глаза. У девочки — чёрные глаза-колодцы, уголки губ опущены, будто она вот-вот разрыдается, в руках какой-то непонятный предмет. Кроме того, детские фигуры нарисованы нарочито ярко на фоне чёрной двери, к которой с другой стороны прижаты окровавленные детские руки. По словам Билла Стоунхэма, в детстве он боялся незнакомых людей и мира за пределами своего дома. Он, этот чужой, незнакомый и огромный мир, вызывал у него беспокойство и даже панику. Именно эти ощущения художник и пытался передать на холсте. «Представьте, — говорил он, — что это вы стоите у запертой двери, щурясь от яркого солнца. ОНИ не пускают вас в дверь, и вам от этого хочется плакать (вы прикусили губу), но вы не будете, ведь вы уже большой. Девочка рядом с вами вовсе не враг, а ваш единственный друг за этой дверью. Хоть она и кукла, и глаз у неё нет, и внутри пустота, но зато она знает, куда идти, ведь она — житель этого мира-за-дверью. Она проведет вас тем путём, где руки не смогут прогнать вас. Всё хорошо, просто немножечко обидно, что сразу не пустили. Улица — это сон, дом — наш мир. Дверь — граница между сном и явью, а руки — другие живые. А может, это не ОНИ детей не пускают, а дети не пускают ИХ к себе? Дети боятся, особенно мальчик, но он старается не показывать этого. Девочка не может бояться, потому что у неё нет чувств. Но они — мальчик и девочка — точно знают, что руки из ТОГО мира к ним не проберутся, не вломятся, потому что это совсем другой мир. Но бояться есть чего… хотя бы неожиданности. А вдруг?…». Скандал! Во время первой же выставки разразился скандал. Психически неуравновешенным людям, просматривающим картину, становилось плохо, они теряли сознание, ни с того ни с сего начинали плакать, закатывали истерики… То же самое случилось и на второй, и на третьей выставке. После того как на одной из них некая дама хлопнулась в обморок и едва не отправилась на тот свет, искусствоведы решили больше не играть с огнём и отказались выставлять полотно. Но дело было сделано — картина приобрела скандальную известность и некоторые экзальтированные особы пожелали её приобрести. Первые жертвы Холст достался владельцу газеты «Лос-Анджелес Таймс», который после этого скончался. Это можно было бы посчитать простым совпадением, если бы дальше события не развивались самым трагическим образом. Картину купил актёр Джон Марли, известный по фильмам «История любви» и «Крестный отец». Вскоре, в 1984 году, голливудский небожитель скончался от сердечного приступа. Опять совпадение? Спустя время картину нашли на свалке случайные люди. В первую же ночь их четырёхлетняя дочь ворвалась в родительскую спальню с криками, что дети на картине дерутся. Поначалу взрослые не придали этому особого значения — наверняка ребёнку приснился кошмар, с кем не бывает! На следующую ночь девочка снова прибежала вся в слезах и заявила, что дети тоже оказались за нарисованной дверью и плачут. Взрослые не на шутку забеспокоились. Малышку отвели к детскому психиатру, но никаких отклонений у неё не обнаружилось. После нескольких тревожных ночей отец семейства решил установить в детской комнате камеру видеонаблюдения. Она включалась, если в комнате начиналось движение. За ночь камера сработала несколько раз, но ничего не зафиксировала. Дочка хозяев дома с кровати не вставала. Взрослые решили во что бы то ни стало избавиться от подозрительного полотна. Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. И тут же на почтовые адреса администраторов аукциона посыпались тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. Все эти неприятности с людьми случались, когда они рассматривали картину. Организаторы интернет-аукциона поместили на сайте предупреждение, что созерцание картины может быть опасно для здоровья. Но это только подстегнуло к ней интерес. Количество жертв полотна исчислялось не сотнями, а тысячами. Как следствие — куча жалоб. Администраторы сайта мечтали поскорее сбыть с рук злосчастную картину. Наконец «Руки защищают его» была продана за 1025 долларов при начальной цене 199. Новым хозяином холста стал Ким Смит, проживавший в пригороде Чикаго. Он как раз подыскивал на просторах Всемирной паутины что-нибудь для своей только что отремонтированной художественной галереи. И когда наткнулся на Hands resist him, то подумал, что она прекрасно впишется в интерьер экспозиции. Но вскоре Смит понял, что вместе с картиной приобрёл головную боль. На его электронный адрес стали сыпаться одно за другим гневные письма. Многие требовали уничтожить картину. Демонологи Эд и Лоррэйн Уоррен предложили Смиту свои услуги по проведению ритуала экзорцизма — в картину, по их словам, вселилась нечистая сила! А некоторые экстрасенсы вспомнили убийство детей Тома и Лауры Сатилло, которое было совершено в Калифорнии. Их призраки, как говорят, часто посещают родные пенаты, и многие видели их собственными глазами. По мнению экстрасенсов, Том и Лаура как две капли воды похожи на мальчика и девочку, изображённых на картине. От греха подальше Ким Смит убрал картину из экспозиции, но сжёг ли, неизвестно. По слухам, пронырливый делец от искусства приберёг наделавшее шума полотно до лучших времён. Пройдут годы, рассудил он, и проклятая картина будет стоить совсем других денег. Однажды в Англии нашли картину, которую назвали «Плачуций мальчик». Её копии приобрели большую популярность, вскоре обнаружилась странная закономерность: в домах, где висели репродукции, происходили пожары, причём сгорало всё, кроме самой картины… И после того, как это печальное обстоятельство обнародовал в интервью йоркширский пожарный Питер Холл, англичане бросились сжигать её копии. Однако был ли уничтожен оригинал, неизвестно. |
|