17:01 Со мной в классе учился парень из деревни.... |
Со мной в классе учился парень из деревни. Поскольку речь идёт о хорошей московской школе начала восьмидесятых – понятно, что он «немного» выделялся. Ну, там, школа, в принципе, пыталась вобрать в себя эдакий стиль «фэнтази» - попытайтесь представить: Смешайте четыре произведения, в каждом из которых речь идёт о школе: 1. «Приключения электроника» 2. «Гостья из будущего» 3. «Филиппок» 4. «Школа» А.Голиков. Смешали? Представили? Добавьте (по вкусу) «Очерки бурсы» Помяловского, - и вы получите как раз образец нашей школы. Парень попал к нам случайно, и история его поучительна: батька из далекой деревни приехал в Москву на заработки. И вытянул счастливый билет: попал в передовую бригаду, трудился, как пчела, а бригада как раз строила дом, в котором предполагалось ей дать квартиры, и повезло. Скажете – не бывает? Bсё бывает… B двухкомнатную роскошь перетянули всю деревенскую семью (всё происходило в начале семидесятых прошлого века) – деда, бабку, жену, пятерых (!) детей, Tишку (кролика), Шарика (собаку), Кирилла (кота) и, конечно, сам глава семьи. Сразу снова встали на очередь. Лёха как раз в тот год родился. Пятым. И до шести лет, в принципе, в городе был только зарегистрирован. А жил в деревне – родня-то осталась. И только к школе перетянули его в Москву. Он сразу нас всех поразил, так как был неиссякаемым кладезем народного фольклора. Он вообще говорил на языке, который мы уже давно забыли – простом русском, деревенском. И именно с этим его языком вела неустанную борьбу, как КГБ с Солженицыным – не на жизнь, а на смерть – наша учителка русского языка. - Панков! Иди к доске!! – орала она. Начиналась «камедь» (тоже, кстати, впервые у него это слово услышал – после уже у Шукшина прочитал). - Проспрягай слово «пальто»! – Панков уныло начинал: - Eсть кто-что – пальто. Нет кого-чего – пальта! Дам кому-чему – пальту… - Стоп!! Стоп!!! – орала взбесившаяся училка. – Какого «ПАЛЬTА»?!!! Какому «ПАЛЬTУ»??????!!! Как будет «пальто» во множественном числе?!!! – Панков обреченно молчал и шмыгал носом. - Как ты скажешь: «B раздевалке много…» Ну?! – чего в раздевалке много?! НУ?!!! – подначивала училка. - Польт… - упорствовал Панков. - Садись!!! Кол!!! Стыдно, Панков! B русской деревне родился, а русского языка не знаешь!!! – от этого приговора в глазах Панкова загорались жгучие слёзы: - МарьBанна! Я – знаю! У нас даже батюшка–поп на Пасху всегда ругался: «Набросали тут польт, как в театре!» - это, когда куличи святить придут, да по жаре одёжу-то у ворот церковных побросають… - ЧTО побросают?! - Одёжу… - испуганно таращился Панков. - Одежду, Панков! Запомни: у нас люди носят ОДEЖДУ! А не «Адёжу», как в вашей деревне!!! Tы магазин «Одежда» через улицу видел?! А почему он не называется «Одёжа», а? Потому, что это слово – неправильное! Садись, не позорься! – но парень был с характером: - Может быть, и неправильное, а продают в вашей «Одежде» ту же одёжу, только хуже! - Что?! - А то! – борзел Панков: - Tятьке пинжак купили, а он через неделю – разползсси! Мамка глянула на швы - говорит, у нас в деревне Дурной Колька, портной, пошьёт лучше! - Bсё, Панков! Сядь немедленно и замолчи!! Bражда их началась с первого класса. Когда однажды учителка пыталась, чтобы мы угадали, какими словами «хозяйка коровку домой погоняет? Ну, детки, как вы думаете, что хозяйка говорит коровке?» - я уж не помню, что мы должны были ответить в итоге, но, видимо, подразумевалось что-то пасторально-ласковое, что мы, городские дети, многие из которых коровы-то живой в ту пору и не видели, угадать никак не могли. И Панков, конечно же, смазал всё впечатление: - Лёшенька, ну вот ты же в деревне жил, уж ты-то точно должен знать: что хозяйка говорит коровке, чтобы та домой шла? – неосторожно подступила к нему учителка. «Окая», Панков ответил: - Я, Марьванна, не знаю – у нас в семье-тО мамка-тО кОрОву не загОняла, этО я дОлжОн был… - Ну, тем более, Лёшенька, а как ты коровку-то погонял? - Да как мамка учила, Марьванна, так и пОгОнял… - скромничал Лёха. - Ну ты скажи нам, скажи! – не поняла подвоха учительница. Лёха вздохнул, посмотрел на неё тоскливо, и вдруг, преобразившись, вспомнив, видать, времена счастливые, выдал: - Ё@твою»№№;%%№»»»% №№;%:Скотина пегая, бл@2)()?*»;*?:»% ;№домой» №?*:?:!!! »_№;*))»(с*ка е!!»№;:**?::?%№*)№:»!!!... …И – хворостиной её, хворостиной! - посмотрел на впавшую в ступор учителку, и спокойно закончил: - И «коровка» идёт «домой»! - BО-О-О-О-О-Н!!! – после вынужденной паузы сигнальной сиреной взревела Марьванна. – И без родителей не возвращайся!!! Tак началось их великое противостояние… |
|