14:16 Стокгольмский метрополитен: Метро как искусство.![]() |
Пишет grishasergei: "Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро – одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро прежде всего известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа "cамые необычные метрополитены мира”. Сегодня я хочу подробно рассказать о метро Стокгольма, туннельбане, как его здесь называют.” Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история. Номинально стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления, так что при желании можно обозначить на схеме минимум 7 линий. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Тут можно сделать красивое сравнение: количество поездок в стокгольмском метро почти равно количеству поездок на всех видах рельсового транспорта в Швеции: 187 миллионов поездок приходится на железную дорогу и 149 на трамвай, итого 336 миллионов. Сравнение конечно красивое, но оно говорит лишь о том, на сколько сильно централизована современная Швеция. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города – Гётеборг и Мальмё функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это еще одна совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом. ![]() 1. Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал. На станции T-Centralen (Т означает tunnelbana, то есть центральная станция метро, просто Centralen – это центральный железнодорожный вокзал) сходятся все 3 ветки метро. Плюс к этому, станция связана с пригородными поездами (Pendeltåg) и поездами дальнего следования. Напомню, что население большого Стокгольма составляет больше двух миллионов, на работу в Стокгольм регулярно ездят люди, в том числе, из относительно удаленных городов типа Вестероса, откуда я сам ездил в Сток на работу в свое время. Так что можете представить загруженность этой станции. Общий пассажиропоток, то есть количество людей, которые садятся на этой станции, выходят или делают пересадку, больше 300 000 в день. Стоит ли говорить, что сфотографировать эту станцию без людей было сложнее всего. По выходным метро работает круглосуточно, этим я и воспользовался. Ночью, кстати, станция ненамного безлюдней, чем днем. Ночью люди гуляют, да и интервалы между поездами легко доходят до получаса, так что ночью людей на платформе как раз ненамного меньше, чем днем. Самое благоприятное время для съемки это где-то в интервале 4-6 часа утра. В это время многие уже разъехались с гулек, а остальные еще не проснулись. Да и интервалы движения уже дневные. Станция трехуровневая. На двух верхних уровнях пересекаются зеленая и красная ветки, а под ними расположена платформа синей ветки. Гениально решена проблема пересадки между зеленой и красной линиями. На верхней платформе проходят поезда зеленой ветки, следующие в северном направлении, и поезда красной ветки, следующие в южном направлении, на средней платформе наоборот: поезда зеленой ветки южного направления и поезда красной ветки северного. Таким образом, можно совершить пересадку между зеленой и красной ветками в противоположных направлениях просто перейдя по платформе в одной плоскости. Такое решение называется кросплатформенная пересадка. Пересесть с зеленой на красную ветку в одном и том же направлении можно на близлежащих станциях Gamla Stan (старый город) и Slussen (Шлюзовая), на которых платформы разделены на южное и северное направление. ![]() 2. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же. ![]() 3. Нижний уровень – платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры! Кстати о фотосъемке. Фотосъемка запрещена? Метро всегда вызывает интерес у фотолюбителей и мы с вами научены горьким опытом. При попытке сфотографировать станцию метро в б. СССР мы в который раз узнаем, что метро это режимный и стратегический объект, который без разрешения фотографировать нельзя. Толку от того, что этот пункт из правил давно исчез. Как сказала дежурная на одной из станций в Тбилиси: "В Москве же нельзя в метро фотографировать, значит нигде нельзя!” – и придумайте ответ таким людям, чтобы он на них подействовал. Но у меня хорошие новости! Приезжайте в Стокгольм, у нас метро можно фотографировать сколько угодно и никто вас трогать не будет. А сейчас я заставлю завидовать по-черному тех, кто исподтишка прислонившись с стене пытался получить более-менее четкий снимок в отечественном метро (не понаслышке ведь описываю!): не забудьте штатив, как отправитесь фотографировать туннельбану! По правилам фотосъемка в метро в личных целях и без специального оборудования разрешена. Главное условие, чтобы вы никому не мешали. Понятия "специальное оборудование” и "никому не мешали” довольно расплывчаты и зависят от настроения ответственного работника. Фотографировать с рук можно в любом случае и неважно какого размера у вас фотоаппарат. Если спросят, а это ну очень маловероятно, ответа "фотографирую для себя” достаточно, на этом разговор закончится. Штатив может вызвать интерес и тут могут быть нюансы. Расскажу про свой случай., Фотографирую синюю линию. Самая известная линия, всегда много
туристов, работники синих станций точно должны были бы привыкнуть к
людям с фотоаппаратами. Я фотографирую эскалаторы, конечно на большом
расстоянии, чтобы даже теоретически никому не мешать. Внезапно ко мне
подходит молодая девушка. Не знакомиться, а быковать с главной
претензией "вы не имеете права меня фотографировать”. Я снимаю
фотоаппарат со штатива и показываю ей фотографии, на которых людей
вообще нету – выдержка то большая! Это аргументом для неё не стало,
настроение у человека плохое и она настроена и дальше ругаться. В ходе
пререканий выяснилось, что она вообще контролер, билеты проверяет. Я
протягиваю ей свой билет, ее это выводит еще больше из себя. В конце
концов она позвонила на горячую линию и наябедничала, что я фотографирую
тут всех без спросу и мешаю людям. Сказала, что ко мне сейчас подойдут и
ушла ждать свой поезд. Я закончил снимать интересующую меня сцену и на
прощание спросил вредную девку, не сказала ли горячая линия сколько мне
надо ждать. Настроение у неё было окончательно испорчено на весь
оставшийся день Я продолжил фотографировать другие станции и на очередной заметил,
что на определенном расстоянии за мной следует работница MTR
(управляющая компания). Только я разложил штатив – сразу здравствуйте.
Работница была предельно вежлива и корректна. Сказала, что им
пожаловались и они обязаны отреагировать, спросила про разрешение. Я
ответил, что в фотографирую в личных целях и оно мне не надо. "Может
быть вы и правы, я не знаю”, – призналась она и принялась подробно
описывать мой фотоаппарат и штатив, позвонив тому, кто знает. В какой-то
момент описания стало достаточно, чтобы понять, что я не их клиент и я
получил добро продолжать дальше. Метро как искусство. Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные "сталинские” станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле. Первой станцией, которая была художественно оформлена, стала T-Centralen. Тогда она состояла только из двух уровней, нижний относящийся к синей ветке появился гораздо позже. Из художественных излишеств – орнаменты из плитки на путевых стенах. Самым плодородным художественным периодом стало десятилетие 1975 -1985, когда была построена синяя линия. ![]() 4. Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит "аквариум”, в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую! ![]() 5.
"Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и
связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения…” –
приблизительно в таком стиле описана эта композиция. Сходите по ссылке,
у парня все ок с фантазией ![]() 6. Композиция усилена звуковым сопровождением. Помните звуки, когда нажимаешь на здания и юниты зергов в Старкрафте? Такие же слышны из аквариума. Искусство на станция метро постоянно развивается и не консервируется в виде на момент постройки станции. Новые художники и идеи постоянно воплощаются в жизнь. ![]() 7. Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры. В Стокгольме есть традиция давать вагонам метро имена. На фото вверху
это плохо видно, имя написано сразу над дверью машиниста. Я вам отобрал
королевский вагон, Карлом Густавом звать! Здесь полный список имен с
кратенькими объяснениями. Все по-шведски, так что спрашивайте в
комментариях если гугл непонятно переведет Синяя линия Итак, синяя линия. Самая известная и самая молодая, сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами. Одна станция наземная, все остальные подземные. На этой линии есть своя станция-фантом, никогда так и не открытая Kymlinge, которая сейчас законсервирована. Там ничего интересного, просто платформа под эстакадой посреди леса. Откроют станцию, когда построят новый жилмассив вокруг, а это, с учетом стокгольмских реалий, произойдет очень не скоро, если вообще произойдет. ![]() 8. Самая психоделическая станция – Kungsträdgården (Королевский сад). Находится в самом центре города, удобно для туристов. Тут полный трэш – римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д ![]() 9. ![]() 10. ![]() 11. Знаменитая станция Rådhuset. Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют. ![]() 12. ![]() 13. Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции – "Роза иммигрантам, солидарность и братство”. Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто. При этом станция Rinkeby тоже очень красивая. ![]() 14. ![]() 15. А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии. ![]() 16.
Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красному цвету. Одна из
самых популярных среди туристов и это неудивительно. Красный цвет всегда
бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления ![]() 17. ![]() 18. Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фентезийных миров. ![]() 19. Вместо того, чтобы закрываться скалу бетоном, как это делали в 60ых, в 70ых решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций. Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые "пещерные” станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они то справляются, но по-моему как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствуем на станциях пещерного типа без них. Надеюсь в будущем эти конструкции с потолка уберут. ![]() 20. Mörby centrum – одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций. Красная линия. Я бы определил красную линию как срез всего Стокгольмского метро. Это самая разнообразная линия, на которой можно найти станции всех типов, что есть в Стокгольме. Вся линия, 36 станций были построены за 14 лет, с 1964 по 1978 г. Неплохой темп, учитывая, что параллельно строилась новая синяя линия и продлевалась зеленая. Могли же, когда хотели! Сейчас, по-моему, только в Китае быстро строят метро. В Киеве 3 недавние станции лет 5 мучили… Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты. ![]() 21. Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены. ![]() 22. Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит "Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать”. Нет такого пункта? А жаль… СН6 один из, грубо говоря, двух типов поездов стокгольмской подземки. Сейчас встречаются только на красной линии и к 2017 году должны быть полностью заменены на новые составы. Производились с 1970 по 1974 год в Hägglund шведской фирмой ASEA, которая потом слилась со швейцарцами и получилась ABB. Если я не ошибаюсь, то ничем кроме энергетики они сейчас не занимается. Был такой период в истории, когда шведы производили все от подводных лодок до стиральных машин. Эх, было бы шведюков хотя бы миллионов 30, был бы еще один промышленный монстр как Германия, а так не выдержали конкуренции. Но вернемся к нашим вагонам, которые в начале 90ых были модернизированы и ходят сейчас плавно и тихо, можно спокойно разговаривать по телефону даже когда поезд разгоняется. В составе 8 вагонов. ![]() 23. Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного. ![]() 24. Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет). ![]() 25. Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. Этот прекрасный символ не всегда был "гордым знаменем пропаганды гомосятины”. В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой! ![]() 26. Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg – одна из многих типичных наземных станций. ![]() 27. Или Bredäng. ![]() 28. Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит! ![]() 29. Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи! ![]() 30. Zinkensdamm – подземная станция полностью закованная в бетон. ![]() 31.
Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: "Пингвин держит куб на
животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает
станции особый характер”. Сложно не согласиться с автором ![]() 32. Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили как много лавочек. Лавочка это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные! ![]() 33. Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят. ![]() 34. Västra skogen, тоже синяя линия. ![]() 35. По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта можно писать учебники. Все сделано на столько грамотно, что вот прям вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы. ![]() 36. Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота. ![]() 37. Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути – это метро, а посредине – трамвая. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути. ![]() 38. Чтобы пересесть с трамвая на метро нужно просто перейти на противоположную сторону платформы, все. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены. Зеленая линия Первая линия стокгольмского метро, с неё началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история. А пока что вернемся в довоенное время, когда активно развивалась трамвайная сеть со скоростными участками. В 1933 году был построен южный туннель для скоростного трамвая. Сейчас это отрезок зеленой линии между станциями Slussen и Skanstull. В 1944 году был готов мост Skanstull, связывающий нынешние Skanstull и Gullmarsplan. Изначально по нему ходил трамвай, но в проект сразу была заложена возможность перейти на метро в дальнейшем. Стандарты строительства станций для скоростного трамвая и метро, конечно, отличаются. Среди прочего, ширина платформы значительно меньше в случае трамвая чем в случае метро. Станции Medborgarplatsen и Skanstull необычно узкие по сравнению со всеми остальными. Они остались в практически первозданном виде с тех пор когда на них останавливался трамвай. ![]() 39. Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull. ![]() 40. Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая. Большинство из 49 зеленых линий наземные и мало отличаются от друг друга. По началу оформлению станций особого внимания не уделяли и сделали все под копирку. ![]() 41. Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название ![]() 42. И ночной вид. ![]() 43. Farsta. Спальный район может выглядеть вот так. ![]() 44. Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро – красота! ![]() 45. Про искусство в метро еще не забыли? Хоть маленькое, но положено. Это тоже Stureby. ![]() 46. А вот одна из моих любимых станций – Thorlidsplan. Была построена в 1952 году, ничем не выделялась, а в 1994 ее преобразили в 8ми-битном стиле. ![]() 47. ![]() 48. ![]() 49. Это тоже станция метро, для зайчиков и белочек. Ängbyplan – это далеко не выселки, относительно близко к центру. Стокгольмский рынок жилья очень перегрет, ситуация близка к пузырю, но при этом есть и вот такие станции метро в чистом поле. ![]() 50. Hässelby strand – конечная северного направления зеленой линии. ![]() 51. Большинство зеленых станций наземные, под землей линия проходит лишь в центральной части города. Станция Hötorget. Кстати, на многих фотографиях можно заметить разбросанный мусор. Не спешите делать вывод, мол грязное метро в Стокгольме. Я фотографировал преимущественно по выходным и ночью, мусор этот остался от гуляющих накануне, а рабочий день уборщиков еще не начался. ![]() 52. Убирают хорошо, обычно чисто. И урн много, а могли бі бояться терактов. ![]() 53. На Hötorget висят очень красивые указатели. ![]() 54. Skarpnäck – самая молодая станция, открыта в 1994 году. На этом экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Билеты. Чтобы увидеть всю эту красоту достаточно купить 2 билета: билет в Стокгольм и билет на метро. ![]() 55. Вариантов билетов много: от одноразового до годового проездного. Самый выгодный способ оплаты на период краткосрочного визита это resekassa. Нужно купить карточку за 20 крон (сдать ее потом и получить 20 крон обратно, к сожалению, нельзя) и пополнять ее на любую сумму из расчета 25 крон за одну поездку. Одноразовый билет без необходимости покупать карточку стоит 36 крон + он действителен с момента покупки, а не с момента пробивания. Билет един на все виды транспорта. Все станции метро входят в зону А (всего зон 3). ![]() 56. От зайцев защищают вот такие турникеты и редкие контроли. Как-то раз фотографировал я станции зеленой линии и уже возвращался домой, когда в поезд зашли контролеры. Это был первый и последний раз за время фотосъемок, когда я попал на контроль. Всегда до и после этого ездил по проездному, но именно в тот день проездного у меня не было и в метро я зашел по последним 25ти кронам с resekass’ы. Зашел я утром, а на контроль попал через 4 часа. Напомню, что билет действителен 75 минут. Толку, что я не покидал пределы метро за это время, на выходе пробивать билет не надо и технически увидеть, что я не покидал пределы метро невозможно. Я сказал как было, что зашел в метро 4 часа назад и не выходил с тех пор, приготовился спорить и показывать фотографии на фотоаппарате в качестве доказательства, но это не понадобилось. Контролер мне не поверил, но выписывать штраф не стал. А штраф то нехилый – 1200 крон, почти 150 евро. В стокгольмском метро есть еще много интересного, кажду станцию можно рассматривать подолгу. ![]() 57. Например, Hallonbergen форомлена детскими рисунками. ![]() 58. А на Akalla можно полюбоваться монументальными мозаиками в стиле шведского развитого соцреализма. |
|
Всего комментариев: 13 | |||||||||
|