09:27 В храмы Кхаджурахо детям вход запрещен! |
Кхаджурахо — небольшое поселение в джунглях Индии. Тут проживает всего 3 000 человек. Но при этом здесь есть и свой собственный международный аэропорт, и разветвленная сеть отелей, среди которых «Мэриотт», «Хилтон» и «Рэдиссон». И почти всегда они забиты до отказа. Секрет прост: Кхаджурахо — это индийская туристическая Мекка, образованная вокруг одноименного храмового комплекса. Он-то и манит людей со всего света. Еще бы, ведь только здесь воспевается чувственная любовь, да так, что немецким производителям фильмов «+18» впору лопнуть от зависти. В настоящее время храмовый ансамбль Кхаджурахо в штате Мадхья-Прадеш считается вторым по популярности памятником Индии и уступает только знаменитому мавзолею Тадж-Махал. ОТВРАТИТЕЛЬНО НЕПОТРЕБНО! Несмотря на то, что храмовый комплекс Кхаджурахо расположен в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш, он находится в стороне от цивилизации. До Дели — 620 км, да и до других крупных городов немногим меньше. Так было всегда. И это одна из главных загадок этого места. Для чего в отдалении от городов было сооружено такое количество столь величественных храмов? Ответ до сих пор не найден. Когда-то в Кхаджурахо было 85 храмовых построек. Сейчас их осталось только 22. Многочисленные храмы опоясывала высокая стена с восемью воротами, украшенными золотыми пальмами. Комплекс возводили во времена правления династии Чандела — в 950-1050 годах. Целое столетие тысячи мастеров-камнерезов трудились здесь день и ночь, создавая неповторимую красоту, которая и сегодня приводит в восхищение каждого посетителя. Увы, после заката династии Чандела в XIII веке все это великолепие поглотили джунгли, а храмы были заброшены и забыты. Мир узнал о них только через несколько столетий, да и то благодаря случайности. В 1838 году британский армейский инженер, капитан Т. Берт, заинтересовался разговором слуг, которые несли его паланкин. По его распоряжению группа изменила маршрут, и в итоге отряд вышел на старинные храмы, затерянные среди густых зарослей. Увиденное невероятно поразило Берта: многочисленные скульптуры и барельефы Кхаджурахо, ныне составляющие его славу, праздновали торжество плоти и весьма откровенно изображали секс во всех его проявлениях. Здесь были сцены орального и группового секса, мастурбации, совокупления с животными и т. п. Британец был восхищен величием комплекса и тонкостью каменной резьбы, однако не мог не отметить, что многие изображения чрезмерно натуралистичны и далеко выходят за рамки приличий. Он писал в своем докладе для Королевского азиатского сообщества Великобритании и Ирландии: «Я нашел... семь индуистских храмов, украшенных весьма красивой и изысканной резьбой с точки зрения мастерства, но некоторые из скульптур были чрезвычайно неприличны и оскорбительны». Впоследствии генерал-майор сэр Александр Каннингем, пришедший на смену Берту и первым составивший подробные планы древнеиндийского храмового комплекса, вовсе счел, что «все скульптурные изображения крайне неприличны, а большая их часть отвратительно непотребны». ОКАМЕНЕВШАЯ КАМАСУТРА? Прошел век, и Кхаджурахо прочно обосновался в туристических буклетах. Правда, и в них на всех языках мира настоятельно рекомендуют: не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет глазам, явно предназначено только для совершеннолетних. Рекламные проспекты не врут, и храмы Кхаджурахо, пожалуй, действительно самое откровенное в эротическом смысле место мира. Их еще называют окаменевшей Камасутрой, хотя это не соответствует действительности, поскольку древнеиндийский текст, посвященный чувственному удовлетворению, сексуальному наслаждению, вожделению и страсти, не имеет к храмовому комплексу никакого отношения. На самом деле эротических и даже порнографических сюжетов в каменной резьбе, покрывающей внешние стены зданий, здесь не более 10%. Большинство же скульптур изображают представительниц прекрасного пола. На барельефах можно увидеть женщину во всех ее проявлениях и настроениях: вот она танцует, играет на флейте, смотрится в зеркало, расчесывает волосы, пишет письмо, играет с ребенком, вынимает занозу из ноги, занимается любовью... Почему же именно женщине здесь уделено столько внимания? На этот счет есть красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Кхаджурахо. БОГ ЛУНЫ У некоего брамина Хемраджа была удивительной красоты дочь по имени Хемавати. Однажды ночью она купалась в реке и была столь прекрасна, что сам Бог луны Чандра, залюбовавшись ею, спустился на землю. От любовной связи с небожителем девушка забеременела. Ее ждало всеобщее осуждение за добрачные отношения, недопустимые для брахманки. Тогда Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Так Хемавати оказалась в маленькой деревне Кхаджурахо и здесь же родила сына — Чандравармана. Бог луны пообещал ей, что мальчик станет царем. Так и случилось. Когда сын вырос, он основал великую династию Чандела. А затем, став полноправным правителем страны, Чандраварман осуществил мечту своей матери. Та просила его построить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви. И действительно, эти храмы воспевают человеческую страсть так, что даже в наше время некоторые любовные сцены вызывают трепет, граничащий с шоком. Существует и иная версия, утверждающая, что храмы Кхаджурахо были построены первым правителем этой династии, чтобы искупить грех его матери. ЕДИНСТВО ДУШИ И ТЕЛА Ответ на главный вопрос, мучающий не одну академическую голову: «Зачем столь откровенные сексуальные сцены нужно было помещать на стены храмов?», не найден до сих пор. Версий великое множество, но ни одна из них не стала окончательной. Однако поразмышлять все же стоит. Во-первых, индийская культура никогда не видела ничего постыдного в эротике и сексе, это были общедоступные темы. Во-вторых, смешение религиозного и эротичного в архитектуре наводит на мысль о принадлежности Кхаджурахо к учению тантры, в котором секс используется в качестве основного стержня богослужения. Общеизвестно, что тантра учит преобразовывать сексуальную энергию в силу духовного роста. Любовное наслаждение здесь становится средством получения энергии, необходимой для обретения высшей свободы. В-третьих, возможно, эротические скульптуры — это не что иное, как учебник для подрастающего поколения. Пример естественного отношения к сексу как к неотъемлемой части жизни. Наконец, в-четвертых, это просто затейливая проверка на духовность. Дело в том, что внутри храмов нет никаких скульптурных изображений. И они здесь выступают в качестве лакмусовой бумажки: если человека больше интересуют эротические картинки, значит, до совершенства ему далеко, а если, войдя внутрь храма, он чувствует, что ему там скучно, значит, его плоть торжествует над духом! И это ли не еще один повод для посещения Кхаджурахо? Впрочем, если серьезно, то для нас, простых смертных, совершенно все равно, с какой целью были созданы эти храмы. Главное — своими глазами увидеть это чудо света, аналогов которому нет нигде в мире, поразиться человеческому гению и, конечно же, загадать желание. О чем? Вы еще спрашиваете! Разумеется, большинство туристов со всех концов земли мечтают здесь только об одном — о чувственном наслаждении, об обретении сексуальной свободы и гармонии. Однако сексуальность без духовности рано или поздно превращается в пошлую распущенность. Помните об этом, гуляя по Кхаджурахо, смотрите широко открытыми глазами и мечтайте об истинной любви, в которой соединяются физическое и духовное начала. И она обязательно появится в вашей жизни! |
|
Всего комментариев: 3 | |
|