19:00 Жить по совести – это по-русски |
Судьба настоящих русских предпринимателей Прохоровых, живших по чести и совести, не может оставить равнодушным ни одного разумного человека. Это ещё и пример того, как нужно жить, как нужно работать, как бороться и побеждать... Жить по совести – это по-русски Автор – Мария Аушева Тогда я была ещё слишком мала. Перебирая как-то старые мамины кассеты, я выбрала поиграться одну, с неприметной надписью: «Прохорова». Типично русская фамилия меня не заинтересовала. Таких в стране – миллион. И кассета ещё долго пролежала на полке без дела. Наверное, она ждала, пока я подрасту, и она сможет доверить мне историю одной потрясающей судьбы. Случилось это только в этом году, о чём я неимоверно сожалею, одновременно понимая, что всему своё время. И дело тут, пожалуй, не только во мне. Именно сейчас, когда малая часть России охмелела от лёгкого богатства, а другая, большая её часть, оробела и почти смирилась с безысходностью, я просто не могу не рассказать об истории Прохоровых и о том, что такое настоящее русское дело, отличающее его ото всех прочих на земле. Моя героиня – Вера Ивановна Прохорова – из семьи потомственных русских предпринимателей Прохоровых, основавших знаменитую на весь мир Трёхгорную мануфактуру. По этой причине – женщина с очень непростой судьбой, но несломленными принципами и редчайшим здравомыслием. Родилась Вера Ивановна в 1918 году, в буквальном смысле, на сломе эпох и ломке мировоззрения миллионов людей. Отменялось то, что до этого было свято. Человеку внушались новые приоритеты, менялись уклад и смысл жизни. Ставились эксперименты над глубинным народным самосознанием. «Кто был ничем – тот станет всем». И наоборот: цвет русской аристократии и надежда русского предпринимательства вырывались из родной земли с родовыми корнями. Вера Ивановна в своём интервью вспоминает: – Прапрапрадед мой, Василий Иванович Прохоров, происходил из крепостных крестьян. Он всю жизнь хотел быть свободным, скопил денег и, освободившись, открыл пивоварное дело. Всё, вроде бы, шло прекрасно, но его жена, простая крестьянка, часто повторяла ему: «Не могу за тебя молиться – ты народ спаиваешь». Она две недели стояла на коленях в церкви, умоляя Бога вразумить мужа, потому что считала, что это самый большой грех – спаивание собственного народа. И дед однажды всё-таки послушался её, закрыл пивоварню, а накопленные на этом деле деньги жена заставила деда раздать нуждающимся. Тогда дед и начал с нуля новое – текстильное – дело. Ему хотелось что-то новое в России запустить. Тогда ведь законодателями лёгкой промышленности были англичане… И вот в июле 1799 года московский купец Василий Иванович Прохоров и его компаньон Фёдор Иванович Резанов заключили словесный договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики, впоследствии Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. Её основатель – Василий Иванович Прохоров – только начал развивать ситценабивную фабрику, по прошествии некоторого времени его сыновья внедрили в работу новые технологии и открыли первую в России ремесленную школу для работников и их детей, первый в стране фабричный театр, вечерние классы для обучения рабочих грамоте, библиотеку, амбулаторию, летние санатории. В те годы фабрика Прохоровых была крупнейшей в Москве и резко выделялась среди конкурентов качеством и красотой рисунков. Через несколько лет прохоровская мануфактура стала крупнейшим предприятием в России и была признана на мировом рынке, как одно из самых конкурентоспособных предприятий – на той же международной выставке в Лондоне брала многочисленные Гран-При за особое «русское качество». Представитель следующего поколения – Иван Яковлевич Прохоров – открыл на фабрике научную химико-аналитическую лабораторию, в стенах которой были совершены очень важные научные открытия, позволившие поставить многие процессы отделки хлопчатобумажных тканей на научную основу. В 1879 г. сильнейший пожар уничтожил большую часть строений, и Иван Яковлевич заложил на берегу Москвы-реки комплекс зданий, известный нам как нынешняя Трёхгорная мануфактура. – Он старался строить его на нравственной основе, утверждал, что все люди равны, что нет никаких классовых или расовых различий. Лучшего отношения, чем было у рабочих к моему деду и к моему отцу, представить себе нельзя – это были близкие, родственные отношения. В завещании своём дед написал: «Живите, помогая друг другу. Живите не только для себя. Бог видит это всё. Любите друг друга, помогайте друг другу, и тогда будет всё это хорошо». В 1915 году наследное дело принял мой отец – Иван Николаевич Прохоров. После революции 1917 года фабрики нашей «Трёхгорки» были большевиками национализированы, но отца рабочие не дали уволить и выбрали управляющим, а потом и содиректором «Трёхгорки». Фабрику после революции, из-за недостатка сырья и топлива, пришлось остановить. Под руководством отца, в 1920-м, она снова ожила… – Я родилась в доме, окружённом рабочими. Однажды отца обвинили в хищении государственного имущества и приговорили к расстрелу. Рабочие его в полном смысле отбили. Они выделили бригаду из 10 человек и направили её в ЧК, чтобы заступиться за отца. Рабочие доказали, что отец ничего не расхитил. А когда в 1927 году отец мой умер, хоронили его всей округой. Рабочие провожали его в последний путь с траурной лентой, на которой было написано: «С тобою хороним частицу свою, слезою омоем дорогу твою». Мать, оставшись с двумя детьми на руках, не могла три года работать, и о нас заботились рабочие. Они приносили нам по вечерам то муку, то хлеб, то одежду или деньги. И так продолжалось, пока мать не смогла устроиться на работу. Наши рабочие в буквальном смысле спасли нам жизнь… Но жизнь эта у Веры Ивановны лёгкой не стала. В силу воспитания и твёрдых духовных принципов она не могла и не захотела отречься от прошлого в угоду новой власти или доносить на ближних и подстраиваться под большевистские мерки. Новых властьимущих она считала негодяями и не скрывала, что ей очень жаль людей. Один из таких откровенных разговоров в 1951 году закончился для неё заключением на 10 лет по политической 58 статье. Донёс на неё в КГБ тот, от кого Вера Ивановна меньше всего ожидала предательства и до последнего считала своим другом. Однако в беседе – ни слова упрёка в адрес большевистских обидчиков или несчастного иуды, жёстко изменивших правила жизни на условия лагерного выживания. Возможно, пережить всё это ей помогали какое-то особенное, изысканное чувство юмора и лёгкость мысли, свойственные людям её аристократической породы. Только это не элитарный снобизм, а наоборот, абсолютная неотделимость от народа и его судьбы, преданность не власти, а людям, которые и составляют суть понятия «Родина». Между тем, расцвет Трёхгорки пришёлся именно на времена СССР. В 80-е годы она выпускала около 200 млн. метров тканей в год. Но 90-е свели на нет все прошлые достижения… Сегодня Трёхгорка продолжает производить небольшие объёмы хлопчатобумажных и льняных тканей для интерьера, сувенирные ткани и готовые швейные изделия. Но что особенно радует – традиционно, по-прохоровски, фабрика имеет подшефные организации – детские дома и приюты. Однако, в связи с сокращением производства и его постепенным переводом в другие города, часть бывших заводских корпусов передана под бизнес-парк «Трёхгорная мануфактура». Теперь здесь располагаются офисы, магазины, рестораны, салоны красоты. И это в огромной стране, практически ничего самостоятельно не производящей, позволяя себе недопустимое для Прохоровых унижение: одевать себя и детей своих в китайский ширпотреб. При таких-то национальных традициях и таких предках… Неужели история Трёхгорки, не прерывавшаяся ни на сломе эпох, ни в годы тяжелейших военных потерь, на наших глазах подходит концу? Почему не удаётся полностью сохранить это величайшее героическое предприятие – самое что ни на есть национальное достояние? Возможно потому, что в основе Трёхгорной мануфактуры краеугольным камнем была заложена совесть, а не лёгкая нажива на чужом добре. Вот, например, «Семь принципов российского бизнеса», сформулированные ещё в 1912 году российскими предпринимателями: 1. Уважай власть. Власть и порядок – необходимое условие для эффективного ведения коммерческих дел. Поэтому необходимо проявлять уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти. 2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя. 5. Будь верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит!» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют предпринимателю. 6. Живи по средствам. Не зарывайся, всегда оценивай свои возможности. 7. Будь целеустремлённым. Предприниматель всегда должен иметь перед собой ясную цель. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не должна затмить моральные ценности. Вот так, бесхитростно, не теряя связи с Богом и людьми. И совсем не так, как учат сегодня на платных заморских тренингах доверчивых наших менеджеров и бизнесменов: извлекать максимальную для себя выгоду на «обводе» покупателя и «впаривании» ему ненужного барахла, где-то кем-то сделанного и многократно перепроданного. «Жить по совести – это по-русски» – так написано Уинстоном Черчиллем в его «Концепции добронравия». То есть, русскому бизнесу не свойственны спекуляция и нажива на чужом, в его основе – порядочность и собственный труд. А ещё – скромность. Бабушка Веры Ивановны Прохоровой считала, что стыдно быть богатым, когда вокруг столько бедных… Всю свою жизнь Вера Ивановна проработала преподавателем в знаменитом Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза. Но и на пенсии, живя очень скромно, если не сказать аскетично, не могла оставить родную «Трёхгорку»: преподавала иностранные языки работницам фабрики – бесплатно. А замуж Вера Ивановна так и не вышла. Скончалась она всего два года назад – в январе 2013 года, на девяносто пятом году жизни. Она не оставила потомков, зато оставила о себе безупречно светлую память. Моей маме когда-то посчастливилось взять у неё интервью, благодаря которому я и узнала историю создания и расцвета Трёхгорной мануфактуры – эталона русского бизнеса. Сегодня я ловлю себя на мысли: мне нестерпимо жаль, что я не успела повзрослеть быстрее, и та аудиокассета так долго ждала меня на полке. Я не успела познакомиться и пожать руку настоящему русскому Человеку, коих в этом мире слишком мало. Судя по тому, к чему мы сегодня стремимся, мы до сих пор не осознали, что история – это не толстый школьный учебник. На самом деле, это переплетение конкретных судеб и поступков, подсказывающих нам, как нужно прожить эту жизнь, не потеряв человеческого лика, не опозорив себя перед славными предками и не лишая потомков возможности гордиться своим родом. Напутствие Веры Ивановны Прохоровой звучит сегодня как единственно верный указатель по жизни: «Помнить, что основа основ – это нравственность, только на ней выживает человек в самые тяжёлые дни. Все люди братья, мы должны думать не о расовых, классовых различиях, а о том, какой человек. Стараться увидеть хорошее, найти его, и этим по жизни жить. Перед моими глазами встаёт целый ряд моих родственников, которые подверглись репрессиям, но сохранили веру в людей и жизнерадостность. Так что стержень человека – это нравственная основа, а у большинства людей, с которыми я общалась, – это вера в Бога». |
|