Этой зимой, особенно в лютые холода, услуги ЖКХ обойдутся россиянам значительно дороже. Например, на прошлой неделе жители разных районов Екатеринбурга заметили, что плата за тепло и горячую воду в ноябре — после резкого понижения температуры, подскочила на одну-две тысячи рублей. Об этом сообщила местная «Областная газета».
Чиновники и ответственные лица жилищно-коммунальных структур объяснили новые цифры переходом на правила «оплаты за тепло по факту потребления». Дело в том, что с 1 июля 2016 года утратило силу постановление правительства РФ № 307, согласно которому суммы в платёжках за тепло рассчитывались на основании потребления за предыдущий год.
Другими словами, в сильные морозы екатеринбуржцы, как, впрочем, и все жители России, будут платить больше, в оттепель — меньше. Следовательно, наши траты за отопления вроде бы зависят от «небесной канцелярии».
Однако дьявол прячется в деталях. Начнем с объемов потребления тепла. Согласно архивным данным, в советское время в большинстве городов СССР, за исключением северных, норматив потребления отопления в стандартных многоквартирных домах в среднем не превышал 0,021 Гкал/кв. м в месяц. Максимум фигурировала норма 0,032 Гкал/кв. м в месяц. Кстати, тогда не было металлопластиковых окон, которые экономят до 20% тепла. Короче, сегодня эти цифры, по идее, должны быть ниже.
Расчеты тарифов и норм отопления производились на основании СНиП II-3−79 «Строительная теплотехника», которые были разработаны Госстроем СССР с участием НИИЭС и ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, ЦНИИЭП жилища Госгражданстроя, ЦНИИЭПсельстроя Госагропрома СССР, МИСИ им. В. В. Куйбышева Минвуза СССР, ВЦНИИОТ ВЦСПС, НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина Академией медицинских наук СССР, НИИ Мосстроя и МНИИТЭП Мосгорисполкома.
Так вот: если следовать советской методологии, то в месяц для отопления однокомнатной квартиры площадью 35 кв. м в среднем требуется 0,735 Гкал/кв.м., двухкомнатной (50 кв. м) — 1,05 Гкал/кв.м., трехкомнатной (63 кв. м) — 1,323 Гкал/кв. м.
Понятно, что погода периодически удивляет температурными рекордами, но систематическое превышение указанных ориентиров показаниями в наших квитанциях (расхода тепла — авт.) должно стать основанием для беспокойства. В этой связи логично задаться вопросом: не завышают ли теплоснабжающие организации объемы поставляемого тепла? И сообщить о своих подозрениях местному депутату - чтобы избранник добился перепроверки общедомовых теплосчетчиков, а также приборов учета тепла на выходе из котельных.
Если же взять непосредственно тарифы на тепло того же Екатеринбурга, да и Свердловской области, то они скачут от 569,56 рублей за 1,0 Гкал до 5015,08 рублей за 1,0 Гкал (для поселка Северка, но это, скорее, исключение — авт.). В целом, цифры вполне адекватные — от 800 до 1600 рублей, чаще всего в пределах одной тысячи рублей за гигакалорию. Учитывая, что средняя зарплата в этом регионе больше 32 тысяч рублей, траты на отопление можно считать доступными.
А вот, например, в Алтайском крае ситуация принципиально иная. Так, в Барнауле ФГКУ"Труд" отпускает тепло по цене 3073,9 рубля за одну гигакалорию, МУП «Энергетик» — 2883,18 рубля, АО «Барнаульская генерация» — 1639,4 рубля. Самый дешевый тариф у ГУП ДХ Алтайского края «Центральное дорожно-строительное управление» — 864,94 руб. В среднем доминирует ставка в пределах 2 тысяч рублей за гигакалорию. Таким образом, наблюдается более чем трехкратный разброс.
Эти сведения при средней зарплате алтайцев в размере 24,8 тыс. рублей вызывают грустные вопросы. Во-первых, почему так дорого, и, во-вторых, есть ли у простых людей деньги на грабительские тарифы? За отопление, например, двухкомнатной квартиры с учетом нормы 0,021 Гкал/кв. м в месяц собственнику придется раскошелиться почти на 3 тысячи рублей (без учета горячего водоснабжения — авт.), а в лютый мороз, который не редкость в этих местах, на 5 тыс., а то и на 6 тыс. рублей. Итого услуги ЖКХ стандартной «двушки» могут достигать 8−9 тысяч в месяц.
Если бы не было чудовищного расслоения общества, то траты за тепло в Алтайском крае можно было бы с натяжкой назвать терпимыми. Однако, когда «местная элита» имеет миллионные доходы, а простые люди зарабатывают 10−15 тысяч рублей в месяц, следует говорить об элементарном выживании. Таким образом, зима для алтайцев — самоеразорительное время года.
В принципе стоимость тепла скачет по всей стране. Повсеместно имеются десятки самых разных котельных, и все они устанавливают свои расценки, которые согласовывают с чиновниками. Даже в одном и том же провинциальном городке, но в соседских районах разница в отплате бывает существенной.
Отметим, что ценообразование тепла состоит в калькулировании на условиях франко-потребителя. То есть, учитывается всё и вся, поэтому пояснительные записки к тарифам ресурсоснабжающих организаций напоминают кандидатские диссертации теплотехников и сплошь состоят из формул, таблиц, графиков. Складывается впечатление, что второстепенные расчеты выпячиваются намеренно.
Как результат, разобраться в этих математических головоломках в большинстве случаев просто не представляется возможным. При этом качественный аудит стоит дорого. Что касается публичного обсуждения этой темы, то вряд ли общественники-гуманитарии смогут доказать обман, если он будет иметь место. Между тем, определить цену вопроса не так уж сложно.
Чаще всего тепловая генерация в России использует твердое топливо, реже — газ. Второе — выгоднее.
Несложный расчет показывает, что при нынешней цене 1100 рублей за тонну бурого угля, например, марки 3Б с теплотой сгорания не ниже 4,7 Гкал, даже с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки, себестоимость одного гигакалория, вырабатываемого в котельных, вряд ли превысит 600−700 рублей.
В смету включены не только расходы на сырье и его транспортировку, но и затраты на эксплуатацию, амортизационные расходы, капзатраты на тепломеханическую часть, отчисления на зарплату и прочие расходы. По сути, весь «джентльменский набор» оператора. Есть еще потери на теплотрассах, но они по норме не должны превышать 7%.
Но даже с учетом всех факторов, адекватная цена одного гигакалория в среднем по стране не должна превышать 1000−1300 рублей, что, собственно, наблюдается в ряде районов Екатеринбурга. Естественно, при условии нормального ведения дела. То есть без сумасшедшей кредитной нагрузки, возникшей, как правило, из-за элементарного распила, без миллионных окладов и премий, выписываемых себе, «любимым», без покупки «золотого» топлива у посредников, и так далее.
Другой стороной медали является то, что многие теплогенерирующие предприятия фактически банкроты, и выживают исключительно за счет грабительских тарифов. При этом значительная часть котельных не модернизировались еще с советских времен, из-за чего происходит дальнейший разогрев тарифов. Если что-то и усовершенствовалось, то только локально. Налицо низкие управленческие компетенции и бешеные аппетиты.
Муниципальные власти, конечно, знают о тарифном беспределе, однако предпочитают его не замечать. Для мэров самое главное не допустить многодневных аварий в отопительный сезон, так как за это можно потерять «хлебное» место. Да и правительство старательно обходит «авгиевы конюшни» тепловой генерации. В итоге, жители России вошли в отопительный сезон 2016/2017 с двойными, а то и с тройными ценами на тепло.
Безусловно, ситуация с доступностью теплоснабжения в России несравнимо лучшем, чем, к слову, на Украине и в восточноевропейских странах. Как бы на то ни было, у нас добываются дешевый уголь и доступный газ. Вопрос заключается в другом: как долго в стране будет иметь место несправедливая тарифная политика?