09:58 Как превратить хобби в источник дохода? |
Я не считаю себя гуру в этом вопросе, не чувствую в себе достаточных знаний или закрепленного результата для того, чтобы рассуждать об этом уверенно или давать советы, но попробовать обобщить свой опыт мне показалось интересным. Для тех, кто меня не знает (подозреваю, что таких большинство), коротко скажу о себе: сообщество я читаю т. к. когда-то занималась полимерной глиной, и довольно долго, и продолжаю следить за жизнью этого сообщества ( в смысле не этого конкретного, а полимерного), сама я занимаюсь керамикой, без пяти дней четыре года. Критерии «успешности» дело субъективное, однако из этих четырех лет больше трех с половиной я не занимаюсь больше никакой работой. Мужа нет, богатых родителей тоже, однако и жилье мне снимать не приходится — это немного дает представление об уровне жизни) Если бы мне приходилось снимать жилье, с таким заработком я бы это не потянула. Все, перехожу от лирики к делу, и заранее прощу прощения за выводы плана «спасибокэп». 1. Первое и самое главное, как мне кажется, это убедиться, что это не просто хобби, а очень-очень сильное увлечение, в котором вы не три дня. Ну это в том случае, если у вас не все само собой начало потихоньку происходить, а если вы задумались конкретно и заранее — а не сделать ли мне вот это свое хобби источником разноцветных бумажек. Вот в этом случае следует хорошенько присмотреться к выбранному делу. Имхо, те люди, которые считают что «сделай хобби работой, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни», очень сильно ошибаются. Когда зарабатываешь любимым делом, а в нашем случае творчеством, на это самое творчество остается дай бог половина, а чаще так и меньше процентов от затраченного на работу общего времени. Уверена, что тут абслоютное большинство об этом знает, но все же. Чтобы продать вещь, нужно не только ее сделать. А еще сфотографировать (и научиться это делать), обработать фото, выложить их на площадки, сопроводить описанием, своевременно править наличие на всех площадках, переписываться с покупателями, заниматься рекламой и какой-то движухой на площадках, упаковывать заказы и ходить на почту. Все эти вопросы нелишне будет рассмотреть отдельно, но в кратце выходит вот так. В среднем 30% времени посвящаешь творчеству, все остальное — продвижению товара и его непосредственным продажам. Только этот факт уже может оказаться той самой неожиданностью, которая энтузиазма поубавит. Кроме этого, опять же — по моему личному опыту и опыту моих знакомых — не менее значимымым фактором является психологическая, эмоциональная усталость от такого вида деятельности. Многие мои знакомые, и я сама, сталкивались с тяжелыми периодами в развитии своего дела. Не поддерживают и не понимают родственники и близкие (мне в этом плане как раз очень повезло), выматывает необходимость (такое ведь не редкость, особенно в первые месяцы, а то и пару лет) работать очень много, зачастую на заказ, зачастую без выходны по десять-пятнадцать дней, очень сбивает позитивный настрой нестабильный и неровный заработок и отсутствие чувства уверенности в завтрашнем дне, ну и так далее. Скажу честно — за все это время мне с завидной регулярностью становилось ОЧЕНЬ тяжело, я адски уставала и физически и эмоционально, настолько, что прям хотелось все бросить. Благодаря поддержке друзей и родных, а так же все-таки собственному непотопляемому оптимизму. через пару дней настроение выравнивалось. Это я все к тому, что я твердо уверена: справиться с таким количеством и качеством сложностей можно только в том случае, если дело ваше вам ОЧЕНЬ нравится. Если оно, отнимая кучу сил, дает взамен другие. Только на глубоком интересе к своему делу, желании развиваться в нем вширь и вглубь, невозможности отказываться от него на долгое время, можно преодолеть все эти многочисленные нелегкие моменты. Безусловно все это о том случае, когда эта работа — основной и единственный источник дохода. Наверняка, если это дополнительный источник, ну или просто подработка при каком-то стороннем источнике обеспечения, все это воспринимается в разы и разы легче. 2. Второе=) как бы то ни было, дополнительный источник или основной, работать все-таки придется много. Во-первых, ассортимент на продающей площадке пропорционален (насколько прямо — не знаю) количеству продаж. Правда я так же думаю, что слишком большой выбор тоже не очень хорошо, поэтому неплохо бы найти золотую середину. Когда товаров в магазине достаточно много, лично я получаю удовольствие от процесса разглядывания их. Бродишь по страничкам, рассматриваешь, втягиваешься, цепляешься за что-то глазом, а то и душой. Когда в магазинчике десять товаров — особо не побродишь. Окинул глазом, ушел и забыл. Ну и практическая польза — чем больше вариантов, тем легче покупателю найти то самое «с перламутровыми пуговицами» Когда товара очень уж много, у меня глаза разбегаются, я зачастую не могу ничего выбрать, путаюсь, начинаю сердиться сама на себя, и в общем никакого удовольствия от «виртуального шоппинга» уже не получаю. Скорее всего, я плюну и уйду, чтоб не терять время 3. То же, в плане «золотой середины» я отношу и к количеству продающих площадок. Распыляться на десяток — смысла не вижу. Наполнение магазинов займет все свободное время, а выхлоп вряд ли будет со всех. Думаю, тут применимо то самое правило «80:20» — 20 процентов усилий должно давать 80% результата. Если я ничего не путаю: D Ограничиваться одной площадкой, вероятно, есть смысл только в одном случае — если эта площадка — Etsy и вы ее хорошо раскрутили=) Я продаю свои вещи на ЯМ, на Etsy, в ЖЖ, в группе в Контакте и в принципе все. Есть еще Инстаграм, откуда иногда приходят покупатели, но инстаграм не занимает много времени, собственно почти совсем не занимает, и я там очень редко показываю напрямую вещи на продажу. Так что по сути — площадки четыре. И то я честно говоря думаю, что это многовато, но мне пока не хватает аналитических способностей, чтоб решить, какая из них лишняя, т. к. в среднем на них примерно одинаковые продажи. Вот на ФБ я сознательно не завожу продающую страничку, потому что понимаю, что времени еще и на нее не хватит. Бывшее хобби SUNFLOWER_JUICE — керамика — стало её основным источником дохода. Она собрала несколько правил и рассказывает о том, как начать зарабатывать на своём увлечении. Третий день я пытаюсь найти подход к этой теме. С одной стороны — никаких рецептов и вообще способности логично и структурированно подходить к таким вещам, у меня нет. С другой — я все же уже четыре года существую, зарабатываю любимым делом, и видимо какой-то опыт у меня уже есть. С третьей стороны — я об этом уже писала в комментариях к посту с «зависшими темами», мое сугубо личное имхо состоит в том, что в этом вопросе очень сложно найти какой-то единственно верный алгоритм, т. к. все слишком индивидуально, особенно в рамках маленького «бизнеса», где законы большого просто не работают. В общем, я попробую обозначить тезисно какие-то свои наблюдения на этот счет и рассчитываю, что это может послужить началом интересной дискуссии в комментариях. Я не считаю себя гуру в этом вопросе, не чувствую в себе достаточных знаний или закрепленного результата для того, чтобы рассуждать об этом уверенно или давать советы, но попробовать обобщить свой опыт мне показалось интересным. Для тех, кто меня не знает (подозреваю, что таких большинство), коротко скажу о себе: сообщество я читаю т. к. когда-то занималась полимерной глиной, и довольно долго, и продолжаю следить за жизнью этого сообщества ( в смысле не этого конкретного, а полимерного), сама я занимаюсь керамикой, без пяти дней четыре года. Критерии «успешности» дело субъективное, однако из этих четырех лет больше трех с половиной я не занимаюсь больше никакой работой. Мужа нет, богатых родителей тоже, однако и жилье мне снимать не приходится — это немного дает представление об уровне жизни) Если бы мне приходилось снимать жилье, с таким заработком я бы это не потянула. Все, перехожу от лирики к делу, и заранее прощу прощения за выводы плана «спасибокэп». 1. Первое и самое главное, как мне кажется, это убедиться, что это не просто хобби, а очень-очень сильное увлечение, в котором вы не три дня. Ну это в том случае, если у вас не все само собой начало потихоньку происходить, а если вы задумались конкретно и заранее — а не сделать ли мне вот это свое хобби источником разноцветных бумажек. Вот в этом случае следует хорошенько присмотреться к выбранному делу. Имхо, те люди, которые считают что «сделай хобби работой, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни», очень сильно ошибаются. Когда зарабатываешь любимым делом, а в нашем случае творчеством, на это самое творчество остается дай бог половина, а чаще так и меньше процентов от затраченного на работу общего времени. Уверена, что тут абслоютное большинство об этом знает, но все же. Чтобы продать вещь, нужно не только ее сделать. А еще сфотографировать (и научиться это делать), обработать фото, выложить их на площадки, сопроводить описанием, своевременно править наличие на всех площадках, переписываться с покупателями, заниматься рекламой и какой-то движухой на площадках, упаковывать заказы и ходить на почту. Все эти вопросы нелишне будет рассмотреть отдельно, но в кратце выходит вот так. В среднем 30% времени посвящаешь творчеству, все остальное — продвижению товара и его непосредственным продажам. Только этот факт уже может оказаться той самой неожиданностью, которая энтузиазма поубавит. Кроме этого, опять же — по моему личному опыту и опыту моих знакомых — не менее значимымым фактором является психологическая, эмоциональная усталость от такого вида деятельности. Многие мои знакомые, и я сама, сталкивались с тяжелыми периодами в развитии своего дела. Не поддерживают и не понимают родственники и близкие (мне в этом плане как раз очень повезло), выматывает необходимость (такое ведь не редкость, особенно в первые месяцы, а то и пару лет) работать очень много, зачастую на заказ, зачастую без выходны по десять-пятнадцать дней, очень сбивает позитивный настрой нестабильный и неровный заработок и отсутствие чувства уверенности в завтрашнем дне, ну и так далее. Скажу честно — за все это время мне с завидной регулярностью становилось ОЧЕНЬ тяжело, я адски уставала и физически и эмоционально, настолько, что прям хотелось все бросить. Благодаря поддержке друзей и родных, а так же все-таки собственному непотопляемому оптимизму. через пару дней настроение выравнивалось. Это я все к тому, что я твердо уверена: справиться с таким количеством и качеством сложностей можно только в том случае, если дело ваше вам ОЧЕНЬ нравится. Если оно, отнимая кучу сил, дает взамен другие. Только на глубоком интересе к своему делу, желании развиваться в нем вширь и вглубь, невозможности отказываться от него на долгое время, можно преодолеть все эти многочисленные нелегкие моменты. Безусловно все это о том случае, когда эта работа — основной и единственный источник дохода. Наверняка, если это дополнительный источник, ну или просто подработка при каком-то стороннем источнике обеспечения, все это воспринимается в разы и разы легче. 2. Второе=) как бы то ни было, дополнительный источник или основной, работать все-таки придется много. Во-первых, ассортимент на продающей площадке пропорционален (насколько прямо — не знаю) количеству продаж. Правда я так же думаю, что слишком большой выбор тоже не очень хорошо, поэтому неплохо бы найти золотую середину. Когда товаров в магазине достаточно много, лично я получаю удовольствие от процесса разглядывания их. Бродишь по страничкам, рассматриваешь, втягиваешься, цепляешься за что-то глазом, а то и душой. Когда в магазинчике десять товаров — особо не побродишь. Окинул глазом, ушел и забыл. Ну и практическая польза — чем больше вариантов, тем легче покупателю найти то самое «с перламутровыми пуговицами» Когда товара очень уж много, у меня глаза разбегаются, я зачастую не могу ничего выбрать, путаюсь, начинаю сердиться сама на себя, и в общем никакого удовольствия от «виртуального шоппинга» уже не получаю. Скорее всего, я плюну и уйду, чтоб не терять время 3. То же, в плане «золотой середины» я отношу и к количеству продающих площадок. Распыляться на десяток — смысла не вижу. Наполнение магазинов займет все свободное время, а выхлоп вряд ли будет со всех. Думаю, тут применимо то самое правило «80:20» — 20 процентов усилий должно давать 80% результата. Если я ничего не путаю: D Ограничиваться одной площадкой, вероятно, есть смысл только в одном случае — если эта площадка — Etsy и вы ее хорошо раскрутили=) Я продаю свои вещи на ЯМ, на Etsy, в ЖЖ, в группе в Контакте и в принципе все. Есть еще Инстаграм, откуда иногда приходят покупатели, но инстаграм не занимает много времени, собственно почти совсем не занимает, и я там очень редко показываю напрямую вещи на продажу. Так что по сути — площадки четыре. И то я честно говоря думаю, что это многовато, но мне пока не хватает аналитических способностей, чтоб решить, какая из них лишняя, т. к. в среднем на них примерно одинаковые продажи. Вот на ФБ я сознательно не завожу продающую страничку, потому что понимаю, что времени еще и на нее не хватит. 4. Я совсем не горжусь своими успехами по ведению этих продающих площадок, все это очень далеко от идеала, но я совершенно точно уверена: мало просто показывать работы и подписывать под ним цены. Фотографии совершенно точно должны быть хорошие. Не профессиональные (хотя это точно только в плюс пойдет))), но хотя бы просто хорошие — четкие, лаконичные, без рамочек-финтифлюшек, включащие в себя как минимум один общий план изделия (очень раздражает, когда все фото изделия показывают различные детали его, а посмотреть, как все смотрится целиком, т. е. как бы отойти от вещи на расстояние и посмотреть с пары шагов — нет). Конечно, просто супер, когда фото создают настроение, передают эмоции. С распространенным утверждением «мы покупаем не товары, но эмоции», я в каком-то смысле согласна. При учете, конечно, что сама вещь интересна, качественна и нужна мне=) Мне кажется большим плюсом, когда кроме фото работ на продажу на ресурсе присутствую какие-то кадры и рассказы о процессе, о материалах — в общем,, творческая изнанка. Это очень интересно читателям и покупателям, и это создает более полный и живой образ мастера. Да и какие-то интересные нюансы о создании какой-то вещи, делают ее в глазах покупателя более ценной и интересной. Лично мне очень интересны и приятны блоги, в которых кроме рассказа непосредственно о работах мастера, есть какие-то материалы из этой области — исторически экскурсы, работы других мастеров в этой же технике, репортажи с выставок или мастер-классов. 5. В принципе, в сферическом вакууме, этого достаточно для того, чтобы продавать качественные и симпатичные изделия, которые зачем-то могу быть нужны) Есть такой маркетинговый прием, как «придумайте проблему, убедите людей, что она у них есть, а затем предложите свой товар для ее решения», но у меня с маркетингом отношения не очень. Мне-то кажется, что если мастер делает какие-то штуки, которые его самого очень прут, нет необходимости придумывать какие-то несуществующие проблемы — скорее всего он не один такой на планете, кого будут переть эти штуки. Надо просто объяснить, чем именно они прут и поискать таких же, как он сам) В качестве примера приведу историю из собственной жизни. Я очень люблю всевозможные фактурные вещи, мне нравится, когда вещь рельефная, ее можно трогать и щупать. Короче, я — кинестетик. Плюс я люблю вертеть что-то в руках, особенно когда мне неспокойно и нервно. Поэтому я придумала сама для себя сделать специальную штуку для верчения в руках — персональное карманное кинестетическое счастье. Небольшую ручную «тыковку», всю фактурную и приятную, на шнурочке. Сделала, сфотографировала и показала в блоге. Спросила: есть еще такие как я? Оказалось — есть. Мне до крайности неестественно было бы придумывать проблему, а потом предлагать такое странное ее решение) Вообще мне кажется, что большинство этих маркетинговых уловок (большинство, но не все) — это территория большого и беспощадного бизнеса, в котором единственная цель — навязать любой товар, выручить как можно болше денег, и придумать еще больше ненужного товара, чтоб выручить еще больше денег. личное дело каждого, но мне такой подход не близок. Я когда-то принимала участие в одном онлайн тренинге по повышению продаж. В числе прочих приемов, мастерам предлагалось создавать коллекции вещей, исходя из того соображения, что покупатель захочет собрать все, не удовлетворившись покупкой одной вещи, или пытаться привлечь покупателя упоминанием того, что подобные вещи собирает какая-то знаменитость. Я правда не думаю, что это действенные способы для этого рынка, но сама мысль о манипуляции клиентом мне не нравится категорически. Что ж за фуфло надо делать, чтоб человеку надо было задурить голову ради того, чтоб он это купил. 6. Понятное дело, что если б все было так просто, то каждый искренний и преданный любитель своего дела, заручившись поддержкой своих близких, научившись сносно фоторафировать и отрастивший чугунную задницу для многочасового сидения перед компьютером для одновременного развития всех своих площадок, уже бы зарабатывал свою неплохую зарплату. Но почему-то не у всех это так. Почему? Потому что есть товары, спрос на которые не очень-то высок. Не потому, что они плохие или некрасивые, а потому что такой стиль популярен у меньшего кол-ва людей, или потому что вещи в силу сложности изготовления, дорогие, или потому что товар сезонный, и елки в декабре идут нарасхват, а летом тоже есть хочется. К сожалению, мне почти нечего сказать, что делать в этих случаях. Я склоняюсь с тому, что тут как раз надо вникать в маркетинг (в его гуманную составляющую) глубже, пытаться определить свою целевую аудиторию, пытаться понять, где она тусуется в интернете и донести свое предложение до нее, пытаться разнообразить свою продукцию так, чтоб она была интересна еще кому-то (возможно есть еще какой-то стиль, в котором вам интересно работать; возможно в этом стиле можно делать не толкьо украшения, а какие-то еще практичные вещи; возможно кроме елок вы сможете делать еще и пасхальные сувенири; возможно есть вариант более дешевого изготовления похожих изделий этой же технике — допустим украшения с более дешевой фурнитурой или ювелирка не с драг. камнями, а с поделочными). Я, конечно, теоретизирую, потому что сама не сталкивлась с такими проблемами. В этом плане я бы хотела прокомменировать только один вопрос. Насчет того, как же быть, если тебе нравится делать одно, а спросом пользуется совсем другое. В этом плане я настроена очень однозначно: если тебе нравится делать то, что нравится — это и надо делать. Наверное, так может случиться, что на вещах, которые ты классно делаешь, дохода не получить. Собственно много на чем, но далеко не на всем можно сделать деньги. Вероятно, это тот факт, который нужно принять как данность. Но попробовать-то стоит. Если стиль не пользуется бешеной популярностью, это не значит, что он вообще ей не пользуется. Значит надо искать способы донести информацию о своем товаре до тех, кому он тоже понравится. Да, думаю, что это не просто и не быстро — но это возможно. Для меня делать то, что мне не нравится потому, что это пользуется спросом, примерно равно тому, чтобы вернуться в офис работать на дядю. Если мне не нравится работа и я не получаю от нее удовольствие, так я лучше буду получать за это гарантированные деньги и регулярно. И пусть уж тогда это будет офис. Есть и обратный случай — когда не спрос низкий, а конкуренция огромна. В том же сегменте с украшениями — мастеров, и хороших, очень много. Тут опять же, теоретизирую. Если вы не выделяетесь стилем, видимо придется снова обратиться к маркетингу. Как сделать свой товар более желанным по сравнению с прочим похожим — сервисом ли, дополнительными ли ништяками, быстрой ли работой на заказ (если другие заказы не берут), и так далее. А вообще мне кажется, что когда человек долго и много в своей нише работает, у него неизбежно вырабатывается свой стиль, которые выделяет его среди прочих работ в той же технике. 7. И еще немного мыслей на тему, которые вполне уместятся в один пункт. Думаю, не стоит отдельно говорить о важности тех вещей, которые составляют общее эмоциональное впечатление от вашего, назовем его так, «бренда». Красивая фирменная упаковка — это очень здорово. Гораздо приятнее получить заказ с каким-то фирменным знаком и аккуратно и красиво упакованный, чем просто замотанный в пупырку. Прикладывать ли к заказу какие-то небольшие подарки или нет — вопрос спорный, каждый сам ищет на него ответ, мне так думается. Удобный сервис — тоже несомненный плюс. Больше, чем один, вариант приема оплаты, возможность вернуть изделие, если по каким-то причинам не подошло (если это приемлемо для вас), оперативные ответы на письма клиентов, быстрая отправка посылок, ну и так далее. Всякие мелочи, из которых складывается восприятие и мастера и его работ. |
|