10:23 Лишённые детства. Малолетние гении вырастают у богатых и деспотичных родителей |
Пока ровесники четырехлетней Беллы ДЕВЯТКИНОЙ гоняют покемонов, эта малышка болтает на семи языках и собирается учить восьмой. Лингвистических успехов она достигла под руководством мамы и педагогов - носителей языков. Гордей КОЛЕСОВ к восьми годам овладел пятью языками и знает наизусть 556 китайских идиом. Его отец точно знает секрет выращивания вундеркинда: дисциплина, ежедневный тренинг и лучшие учителя (скажем, собирать на скорость кубик Рубика его учит чемпион Китая). Так кто же эти дети - маленькие гении или живое доказательство того, что каждый из нас способен на большее, если заниматься науками с самого рождения? Иностранные языки Белла не учит, она в них играет с нянями - на каждый язык со своей. Фото: instagram.com/yulia9kina Бум методик раннего развития начался в конце XIX - начале XX века, когда выдающиеся педагоги, независимо друг от друга, предложили оригинальные системы занятий с детьми. Идея итальянки Марии Монтессори состояла в развитии мелкой моторики. Немец Рудольф Штайнер делал упор на эмоциональную сферу, самостоятельность, творчество. Американец Гленн Доман полагал, что читать ребенок может научиться раньше, чем говорить. Настоящую революцию в 1970-х произвела брошюра «После трех уже поздно» японца Масару Ибука. Один из основателей концерна Sony искал способы реабилитации для сына, страдавшего детским церебральным параличом. Это ему принадлежит высказывание: «Если вы начали заниматься ребенком после рождения, то опоздали на девять месяцев». Воспитанные «по Ибуке» дети говорили на нескольких языках, прекрасно рисовали, плавали как дельфины, играли на музыкальных инструментах и сочиняли музыку. Получая призы и медали, Гордей КОЛЕСОВ удовлетворяет амбиции папы - главы консалтинговой компании, базирующейся в Китае. Фото: instagram.com/evgeny.kolesov В нашей стране пионерами раннего развития стали супруги Никитины. Их дети были прекрасно развиты физически, закалялись, учились на пятерки, перепрыгивая через классы. А венгерский психолог Ласло Полгар - отец трех выдающихся шахматисток? Он на своем примере доказал, что системный подход позволяет выращивать таланты из любого «природного материала». Так что у каждого гениального ребенка обнаруживаются не менее выдающиеся родители, готовые самоотверженно вкладываться в наследников, не считаясь с затратами денег, сил, времени. Вот только нужно ли это детям? Юдит, Жужа и София ПОЛГАР - венгерские вундеркинды обыграли почти всех выдающихся шахматистов обоих полов, устроили личную жизнь и не бросили любимый спорт, хотя в больших турнирах уже не играют. Фото с сайта chess.business-news-blog.eu Вундеркинд-бармен - Мама много занималась со мной и братом, - рассказывает Елена Фомина. - В пять я считала, читала, в первом классе проглотила «Трех мушкетеров» и пошла дальше по Дюма. Фишкой папы были логические задачи. За правильный ответ он платил «зарплату». Я иногда аж ночами рыдала, если решение не находилось. Еще папа с нами занимался физикой и химией, водил в школу выживания, где учили всяким премудростям на случай конца цивилизации. Были балетная школа и программирование на серьезном уровне. У Елены теплые воспоминания о детстве, но гениальным взрослым она не стала. Факультет лингвистики, которой была увлечена, бросила. Сейчас занимается исторической реконструкцией, в выходные пропадает на «балах» и «пирах», а на жизнь зарабатывает шитьем одежды под старину. Что же пошло не так? Психологи объясняют этот вираж: Елена не была чудо-ребенком, просто с ней грамотно занимались. Со временем возрастное опережение сошло на нет. А успех зависит не столько от интеллектуальных задатков, сколько от способности долго и увлеченно работать, мотивации. Елене все легко давалось, но слишком быстро надоедало. Кстати, ее брат блестяще окончил институт, но пошел не в науку, а на курсы барменов. Теперь разливает напитки в одном из столичных ресторанов и доволен судьбой. Самый известный вундеркинд - Моцарт умер в 35 лет в полной нищете и похоронен в общей могиле Сбой программы - Как отстающие в развитии дети, так и одаренные - по сути, отклонение от нормы, - огорошивает нейропсихолог Юлия Пунина. - Неравномерность в работе мозга, только в плюс, а не в минус. То есть за счет одних, сильно развитых, зон мозга, у них могут обкрадываться другие. Во что это выльется, покажет только время. - Что делать? - Если ребенок проявляет склонность и яркие способности к чему-то, глупо это заглушать. Но нужно постараться гармонизировать развитие, предлагая ребенку заниматься и тем, к чему он не проявляет интереса. Скажем, интеллектуалу добавить спорт, рисование, предложить что-то мастерить. - Если задатки у ребенка средние, а хочется вырастить гения? - Нужно учитывать нейродинамические показатели, они индивидуальны. Взять двух детей и дать им одинаковую нагрузку - один будет усиленно заниматься и кайфовать от этого, другого мы обречем на психофизическое истощение. Борис и Лена НИКИТИНЫ с рождения развивали детей физически и интеллектуально, но гением ни один из их отпрысков не стал. Фото с сайта nikitiny.ru - Как нейропсихологи относятся к методикам раннего развития? - Положительно, если они сообразны возрасту. Маленьким детям ни к чему логарифмы или физические формулы. Ребенок до трех лет должен максимально развить способности, заложенные природой: видение, слушание, чувствование, моторику, координацию, познание мира и речь. Его надо любить, уделять ему время, постоянно находиться в контакте, разговаривать, предлагать возможности для исследования и общения. Это не отменяет рисование, аппликацию, конструирование. Но родитель, который учит двухлетку читать, обкрадывает его в сенсомоторном и физическом развитии. Это даст негативные плоды через несколько лет. В дошкольном возрасте смотрите, к чему ребенок проявляет повышенный интерес, и наполняйте его информационное поле, дабы увлечение переросло в способности, знания, навыки. Углубленное внимание к чтению, счету, письму в том виде, какой требуется первоклашке, лучше проявить после пяти лет, когда ребенок будет готов их освоить. - Но если я вижу, что мой ребенок - гений? - Покажите его психологу, который работает с одаренными детьми, - такие специалисты есть. А лучше - нейропсихологу, чтобы разобраться, как работает мозг вундеркинда, и получить рекомендации по его гармоничному развитию. Только факт Детей с исключительными талантами всего 1 - 3 процента в каждом поколении. Цена успеха Галина АЛЕКСЕЕВА - директор по маркетингу крупной компании и супруга успешного бизнесмена. У нее свой взгляд на воспитание сына и дочери. К тому же есть возможность вкладывать значительные средства в их обучение. Женщина уверена: нет бесталанных детей, есть ленивые родители. - Моему сыну Дмитрию четыре года, и я трачу ежемесячно около 150 тысяч рублей на его развитие. Значительные вложения начались, когда ему было восемь месяцев. Я считаю: все, что можно сделать для ребенка, нужно успеть до 10 - 12 лет, пока происходит активный рост мозга. Потом уже что выросло - то выросло. У сына есть няня, ее зарплата 80 тысяч рублей в месяц. Она следит за полноценным питанием и соблюдением режима: подъем в девять утра, отбой в девять вечера, днем час сна. Больше спать Дима не успевает. Каждый день они занимаются развитием речи, математикой и изучением окружающего мира. Я специально искала няню с опытом работы в младшей группе детского сада, потому что некоторые вещи про детей нельзя выучить в институте, а можно узнать только на практике. С восьми месяцев у Дмитрия появились педагоги по музыке и рисованию. Специалистов, которые занимаются с младенцами, очень мало даже в Москве. Уроки два раза в неделю, сначала по 20 минут, сейчас уже по часу и более. 1,5 тысячи за занятие. Как преподают музыку младенцам? Сначала учат слушать звуки, различать их по тону и громкости. Сейчас Дима играет на фортепьяно, может подбирать мелодии, знает много песен и с удовольствием их распевает. Рисование для малышей - это пальчиковые краски, они обычно в восторге от процесса. Сейчас Дима пишет акварелью и пастельными мелками, изучает цветоделение и композицию. С трех лет вожу Диму в секцию фигурного катания. Тренировки на льду три раза в неделю (по 1 тысяче рублей), хореография (5 тысяч в месяц), общая физическая подготовка два раза в неделю (3 тысячи в месяц). Катание на коньках полезно именно в дошкольном возрасте - ничто другое так не развивает координацию, которая напрямую воздействует на образование нейронных связей в мозгу. Поэтому все занятия, связанные с необходимостью координировать движения рук и ног (езда на велосипеде, катание на лыжах, прыжки через скакалку), чрезвычайно важны и полезны. Конечно же, языки. В этом году у Дмитрия три урока английского в неделю. Полтора часа каждый, по 1,5 тысячи рублей. Он уже понимает английскую речь, может поговорить на простые темы. Правда, из-за раннего подключения иностранного нам пришлось взять логопеда для исправления фонетики в русском. Это еще 1,5 тысячи за час, два раза в неделю. В прошлом году был немецкий, пока от него отказались. И шахматы забросили - не влезают в расписание. Недавно я показывала Диму психологу. Тесты показали, что он опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию минимум на год. Ему интересны разные вещи, и фокус интересов периодически меняется. Он во всем стремится докопаться до сути. Когда «болел» человеческой анатомией, изучил все органы во всех подробностях - вплоть до длины кишок и состава крови. В «космический» период мог часами рассказывать, чем отличаются разные планеты. В «динозавровый» - пугал меня латинскими названиями всех этих велоцерапторов и диплодоков. При этом он активный и приветливый мальчик, раз в неделю ходит в детский сад - у него там много друзей. Все остальные дни под завязку загружены учебой. Старшую дочь Инну я растила по похожей схеме. В свои 12 она лучшая ученица в гимназии, победительница всех возможных олимпиад. Для нее не составляет труда выучить за вечер 40 слов на иностранном языке, а ее одноклассники сидят над уроками все свободное время. Я абсолютно уверена, что ее способности не только врожденные, но и развитые благодаря серьезному тренингу в раннем детстве. Инсульт для вундеркинда. Как сложилась судьба маленьких гениев Наш фотокор Борис КУДРЯВОВ встречался с Никой в 1997-м, через год после её первого падения из окна. На убогой кухоньке она жаловалась ему, что взрослой стала никому не интересна Кто из родителей отказался бы, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым, самым одаренным? От всеобщего восхищения и гордости за дитятю? Но задумайтесь, что будет с ним дальше. Немногие из вундеркиндов в зрелом возрасте продолжили заниматься тем, в чем делали успехи в детстве, как физик и нобелевский лауреат Лев Ландау, пианист Евгений Кисин, шахматист Гата Камский. У большинства незавидная судьба. Вот только несколько примеров. * Алексей Султанов (род. 1970) впервые коснулся клавиш пианино в полгода. В два наигрывал мелодии, в пять сочинял собственные произведения. Родители, поддавшись восторгам преподавателя музыки, буквально не выпускали ребенка из-за инструмента. В девять у него развилась булимия. В консерватории, куда его зачислили в 15, вспоминали, что психика мальчика была расшатана - однажды он раздолбал дорогой барабан, принадлежавший учреждению. А как-то накануне международного конкурса парень нарочно размозжил себе мизинец. В 1989 ему 19, и он признан лучшим среди 38 сильнейших пианистов мира. Через два года ему удаляют аппендикс, и у Алексея возникает параноидальный страх смерти: он считал, что умрет от инсульта. Так и случилось. В 2001-м их было сразу пять. Парализованный, ослепший на один глаз Султанов кое-как восстановился, но прожил после этого четыре года. * Павлик Коноплев (род. 1971) в три года производил в уме сложные математические вычисления, студентом стал в 15, аспирантом в 18. К 29 не выдержал нагрузок и попал в психиатрическую клинику, где и умер от тромбоза легочной артерии. * Стихи Ники Турбиной (род. 1974) знал весь Союз. Первый сборник в девять лет, в 12 - награда «Золотой лев» на поэтическом фестивале, которую до того получала лишь Анна Ахматова. И несколько попыток самоубийства, одна из которых удалась, когда Нике было 27. * Папа Полины Осетинской (род. 1975) добился славы своей дочери, в шесть давшей первый концерт, с помощью побоев и унижений. Музыку она не бросила и сейчас выступает с концертами. Но не сошла с ума и не покончила с собой только потому, что в 13 сбежала от деспота к матери, заодно рассказав всю правду. В 2007 вышла ее автобиографическая книга, которую без содрогания читать невозможно. На концертах маленькой Полины всегда были аншлаги. Фото с сайта osetinskaya.ru * Савелий Косенко (род. 1980) читать научился в два года, составлять программы в семь, еще через три года написал учебник по физике. В 11 стал первокурсником Бауманки. По окончании вуза семья эмигрировала в Канаду. Сейчас Савелий - владелец компаний интернет-маркетинга, детство вспоминает с неприязнью и весьма скептически относится к раннему развитию. - Спасибо, что живой, - грустно шутит Косенко. - Наслышан, что многие так называемые вундеркинды моего поколения уже давно на том свете. * Максим Мосный (род. 1993) повесился, когда ему было 17. За пять лет до этого он участвовал в телепроекте «Самый умный» и, хотя не выиграл, стал знаменит. Он легко щелкал школьные предметы, побеждал на олимпиадах, но в выпускной год что-то сломалось. - Я не выиграл ничего в этом году, - сетовал парень, вскоре шагнувший в петлю. - Я больше не самый умный, кому я теперь нужен. |
|
Всего комментариев: 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|