20:19 Морские самолёты СССР «Лунь» и «Орлёнок» |
В 1967 году в штаб-квартире ЦРУ начался переполох – спутник-шпион, пролетая над СССР, отснял серию сенсационных фотографий. На них американские военные увидели необычный летательный аппарат, который, по расчетам специалистов, летел над поверхностью Каспия со скоростью… 500 км в час! ПЕРЕПОЛОХ В ПЕНТАГОНЕЭксперты Пентагона подключили к исследованиям специалистов НАСА. Те, изучив спутниковые снимки, заявили, что это все это блеф русских. Ничего подобного с уровнем современных технологий создать нельзя. И лишь только три инженера НАСА открыто заявили о том, что в России разработан уникальный вид вооружений. Уже вскоре в авторитетном английском военном журнале Jane’s Intelligence Revue была опубликована статья, в которой говорилось: «Эксперты предполагают, что крылья этого секретного аппарата создают такую подъемную силу, что ее хватает на подъем до высоты крейсирования (9 м). Такой аппарат вполне сможет работать даже в условиях Арктики». Американцы почувствовали реальную угрозу. Пентагон зашевелился, и не зря. ЗВЕЗДА КОЛЛЕКЦИИВ семействе отечественных экранопланов хорошо известны две военные разработки – проект 904 «Орленок» (транспортно-десантный экраноплан). 120-тонный десантный корабль «Орленок» мог садиться и взлетать в пятибалльный шторм. Так, расстояние от Севастополя до Стамбула экраноплан «Лунь» способен преодолеть за час. При этом боевому экраноплану не страшны даже сильные волнения. Его мореходность оценивается в 5-6 баллов. Движение обеспечивают 8 турбореактивных двигателей. Их вполне достаточно, чтобы обеспечить боевому экраноплану весом в 30,5 т отрыв от поверхности воды и полет над ней. ГЕНИАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКАЭкраноплан – гениальная техническая разработка, нечто среднее между самолетом и катером. До сих пор идут споры о том, чего в них больше: авиационного или судового? Взлетают и садятся они на воду, как летающие лодки. Но летят очень низко, в считаных метрах над водой. Однако экранопланы все же нельзя считать самолетами. Несмотря на наличие признаков, свойственных летательным аппаратам, экраноплан все же относится к морским судам. В основе принципа движения этого сверхскоростного надводного корабля лежит «экранный эффект»: в процессе разгона между крыльями «Луня» и поверхностью-экраном создается давление, превышающее по величине давление над крыльями, с помощью которого он и приподнимается. При этом экраном может стать любая ровная поверхность, а не только вода. «Экранный эффект» поддерживает летательный аппарат над ровной поверхностью без особых усилий, и при необходимости он без проблем «перепрыгивает» мелкие препятствия типа попавшихся по дороге островков. ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…Увы, ни «Лунь», ни «Орленок» не были приняты на вооружение. Так, экраноплан «Лунь» был произведен в единичном экземпляре. Первый пробный полет над водой состоялся в 1985 году, с борта экраноплана даже были проведены учебные стрельбы. Испытания были признаны успешными, после чего экраноплан-ракетоносец был передан на опытную эксплуатацию в Каспийскую флотилию. Ростислав Алексеев дал России в области экранопланостроения приоритет на 50 лет. Но жизнь полна драматизма. Алексеева сломили травля и интриги, а дело государственной важности оказалось загубленным в министерских распрях. Впоследствии из-за отсутствия финансирования «Проект 903» был свернут. А с распадом СССР разработки в области боевых экранопланов были закрыты окончательно… Из запланированных 120 «Орлят» изготовили только пять, и производство было прекращено. ТЕМ ВРЕМЕНЕМТем временем в секретном конструкторском подразделении компании Boeing – Phantom Works – разрабатывается огромный экранолет под кодовым названием «Пеликан». Предназначен он для перемещений больших воинских контингентов в ходе заморских операций. Так как корабли слишком медленны, а даже самые большие транспортные самолеты слишком малы. Сегодня в составе одной дивизии может быть более 300 семидесятитонных танков «Абрамс», но даже огромный транспортник «C-5 Гэлакси» (C-5 Galaxy, их в американском военно-воздушном флоте 126) может взять на борт лишь два таких танка. Предполагается, что «Пеликан» будет весить столько же (взлетная масса – 3000 т), сколько семь полностью загруженных «Боингов-747», и при этом он сможет скользить над водой и будет способен летать на расстояние 16 тыс. км. Причем планируется, что этот экранолет будет летать не только над водой, но и на обычных для самолетов высотах. Ну а садиться он может и на аэродромы (в проекте машина снабжена 76 колесами). |
|