00:15 Можно ли победить жадность торговых сетей? |
У меня в комментариях отметился недавно отечественный производитель сыра. Говорит, бизнес развивается, даже удалось уже установить свою продукцию в сеть супермаркетов. И накручивают там немного, всего в два раза... Аналогичные истории рассказывают и другие отечественные производители. Накрутка в 100% от оптовой цены считается минимальной, слегка удивляться наглости торговых сетей начинают только тогда, когда накрутка превышает 500-600%. При этом надо учесть, что производитель должен до кучи ещё и платить торговым сетям многочисленные поборы: ретробонусы, плату за место на полке, плату за подключение магазинов... также за свой счет надо предоставлять товар на витрину и устраивать разные акции/дегустации. Мало того: деньги поставщикам сети платят только через 2-6 месяцев после продажи товара, и даже на эти скромные выплаты твёрдо рассчитывать можно далеко не всегда, торговые сети регулярно «кидают» поставщиков: то есть, поставщик передаёт им товар, а потом ещё и остаётся должен. Наши бизнесмены являются в массе своей мизантропами, они готовы часами ругать всех: правительство, таможню, сотрудников, должников, своего брата бизнесмена... тут вам не Америка, где принято скалить 32 зуба 24 часа в сутки. Однако сколько бы ни было у наших бизнесменов причин для жалоб, торговые сети обычно занимают в паноптикуме врагов честного бизнеса твердое первое место, с большим отрывом от конкурентов. За всю свою карьеру я не видел еще ни одного бизнесмена, который работал бы с торговыми сетями и был бы настроен к ним хотя бы нейтрально. На то есть веская причина: сети практически в открытую грабят производителей и поставщиков. Возможно, главные капмонстры — типа той же «Кока-колы» — и выбивают из сетей адекватные условия, однако отношения рядового проиводителя с торговыми сетями со стороны больше напоминают выплату дани шантажисту, нежели добровольное сотрудничество. Почему же производители позволяют себя грабить? Потому что «невидимая рука рынка» работает отнюдь не так, как рассказывают нам ортодоксальные либералы. Типичный покупатель, такой как мы с вами, не выбирает товары по соотношению цена/качество: он просто приходит в привычный магазин и покорно сметает с полок всё, что там расставлено. Как я уже говорил раньше, в нас пропал дух авантюризма. Мы не хотим больше стоять в очередях, сравнивать цены, искать, где подешевле. Мы хотим зайти в удобный нам магазин, быстро набить тележку продуктами и покатить ее к выходу — даже зная, что мы при этом переплачиваем за нашу лень. Поэтому у производителей нет никаких рычагов для влияния на сети. Или они покупают себе место на полке — отдав за него львиную долю от розничной цены товара — или они сидят на забитом товарами складе и грустят из-за отсутствия не желающих ехать к ним покупателей. Раньше, когда зарплаты росли из года в год, жадность торговых сетей не была такой уж проблемой: покупатели могли себе позволить выкидывать деньги на содержание спекулянтов. Однако сейчас, когда кризис в стране вылился в реальное сокращение зарплат, уровень цен в супермаркетах стал большой проблемой. Забавное наблюдение: когда я спрашиваю жалующихся на цены знакомых, из чего конкретно состоит их продуктовая корзина, и что конкретно подорожало, они почти никогда не могут дать ответ на этот вопрос. Мне отвечают, что раньше тратили в магазине 3 тысячи, а теперь тратят 6 тысяч, и что, допустим, такой-то сорт сыра подорожал вдвое. Когда же я прошу дать раскладку по ценам всех продуктов из чека в сравнении с ценами из других магазинов, на меня смотрят как на дурака. Кто же будет тратить 15 минут времени на подсчет цен и еще 15 минут на заезд в другой магазин, если можно просто набить корзинку продуктами в одном супермаркете? Мои собеседники просто не запоминают, что сколько стоит, и что сколько стоило: даже если одни получают среднюю либо ниже средней зарплату. В общем, надеяться, что покупатели будут голосовать «ногами», бессмысленно. Для ежедневного сравнения цен в разных магазинах нужен особый склад характера, который в России встречается не так часто. Надавить на торговые сети «сверху» также не представляется возможным — опыт последних десятилетий показывает, что сети отлично сопротивляются любому, даже самому мощному давлению. Плавно перехожу к сути поста. Блогер gardarika, как я вчера писал, предложила красивую, но, на мой взгляд, весьма сложно реализуемую идею — создание общероссийской сети доставки продуктов: http://gardarika.livejournal.com/5380.html У меня есть идея проще, я бы даже сказал значительно проще. Сразу оговорюсь, что идея витает в воздухе, и я ни в коем случае не претендую на её авторство — даже вчера у меня в комментариях предлагали нечто подобное. Суть идеи следующая: если покупатель не хочет сравнивать товары по соотношению цена/качество, значит... это должно сделать государство. Следует обязать все торговые сети крупнее одного магазина ежедневно присылать, допустим, в «Росстат» данные по своим ценам. Эти данные «Росстат» должен ежедневно выкладывать на специальном сайте, в красивой и удобной форме. Наконец, за несоответствие заявленных цен реальным магазины следует жестоко штрафовать. Вуаля. Теперь играться с ценами торговым сетям будет на порядок сложнее — так как договориться друг с другом в масштабах России будет невозможно, и так как любое наглое завышение цен будет вызывать пристальное внимание общественности. Само собой, чтобы всё заработало, сайт должен давать удобные возможности для сравнения цен и создания отчётов — например, чтобы покупатель мог забить свой список продуктов, нажать кнопку «рассчитать маршрут» и получить красивую табличку: что и в каком магазине надо покупать. Также следует выдавать призы — «самая заряженная цена», «самый дорогой супермаркет» и тому подобные, чтобы сети думали не только о прибыли, но и о своей репутации. Таким образом мы изменим нынешнюю систему, при которой крупные капиталисты без труда давят разрозненных покупателей, на систему, когда покупатели объединятся при помощи государства в крупного внимательного контролёра. Это должно выровнять баланс сил. В идеале, конечно, нужно всю эту прогнившую систему капиталистической розницы надо менять целиком. Во всем мире транснациональные корпорации, от «Лего» и ИКЕА до «Кока-колы» и «Стиморола», делают деньги из воздуха пользуясь тем, что они могут ломать покупателей и поставщиков через колено. Однако менять систему и ставить масштабные эксперименты над экономикой — дело хлопотное и небезопасное, тут нам правильнее будет дождаться, покуда верную дорогу не нащупает какая-нибудь другая страна. Ну а создать сайт с ценами, пусть даже продвинутый, можно хоть через полгода, была бы на то политическая воля ответственных министров. |
|
Всего комментариев: 15 | ||||||||||
|