20:25 О Гегеле – исследование чародейства. Новый Мессия. Эрик Фёгелин |
Начало О Гегеле – исследование чародейства. Скука мира. Эрик Фёгелин Экзистенция современного человека сложна. На языке Паскаля гегелевская Система Науки есть дивертисмент. Философ, который вознамерился исцелить болезнь общества, не способен постичь истину своей собственной экзистенции, но, напротив, все более увеличивает разрыв между /философским/ философическим намерением его правдивого "я" и действительной погоней его фальшивого "я" за своей ролью Мессии в воображаемом проекте истории. Вторая разорванность в экзистенции философа, следовательно, вытекает из первой, которую он правильно диагнозировал как духовную болезнь общества. Результатом является запутанный образчик связей между двумя историями разорванности, который в наше время приводит к ярости социальных и личных катастроф без очистительного катарсиса трагедии. Насколько это касается общества, мятеж духовного чувства против неудовлетворяющего его положения вещей проводится экзистенциально неполноценными людьми, которые добавляют себя в качестве нового источника беспорядка к трудностям, которые достаточно велики и без них. Насколько это касается бунтовщиков, которую они себе назначили, нелегка для исполнения: редко, когда они несут свое бремя с такой сознательностью, как Гегель. Как философ, Гегель связан традицией философствования, которую он знал, от античности до современности, сверхблестяще. Однако, если бы Гегель следовал своей экзистенции философа, он наверняка чувствовал бы несостоятельность задуманного – среди философов, даже высшего ранга, не существует исторических фигур, которые сохранили бы свое значение на тысячелетия. Мы живем в эру Христа, в конце концов, а не в эру Платона. Следовательно, для того, чтобы найти для похоти властвования пристанище, которым не может быть экзистенция философа, необходимо одеть философию в наряды "религии". В ранней концепции Гегеля философия есть состояние сознания, которое появляется рефлективно от Протестантства, как "третья религия"; в его поздней концепции философия абсорбирует религию в себя. Философия становится окончательным откровением "первородного тождества", а старый Бог Откровения возвещается умершим навсегда. Для того, чтобы узаконить эти стратегические изменения смысла, Гегель должен был разработать из воображения проект имманентной истории с таким рассмотрением различных эпох, при котором завершающая эпоха тождественно открывалась самим Гегелем. Этот имманентный апокалипсис, порожденный фантазией мыслителя, имеет целью затмить мистерию смысла в истории, выраженную эсхатологическим символизмом христианства. Однако, не следует полагать, что это построение было извергнуто в потоке слез чувственного воображения: правдивое "я" философа слишком сильно в Гегеле, чтобы позволить воображению царить как источнику истины над разумом, как у Андре Бретона или в сюрреализме молодых революционеров нашего времени. Напротив, чувствованный аромат, который ощущается в конструкции и ухудшает ее легитимирующую функцию, должен быть дважды приглушен: декларируется, что новая философия есть не просто любовь к мудрости, подобно старой философии, но окончательное обладание знанием; и это в дальнейшем усиливается символом "наука" которая начинает со времен Ньютона приобретать черты современной магии. И, во-вторых, если воображаемая история не приходит в столкновение с исторической действительностью, должны быть обнаружены такие события в современной истории, которые обещающе выглядят как веяния будущего, в котором философ намерен стать Мессией. Если он не хочет быть выставленным на посмешище как фанатик или пустослов, философ должен привязать свою мессианскую амбицию к разумно успешным поискам политических сил своего времени. Для молодого человека двадцати лет Французская Революция – была великим событием, открывающая новый век. Сорока годами позже, в "философии Истории", старый Гегель вспоминает об этом: "Пока солнце стоит в небесах и планеты обходят свой путь вокруг него, не случалось, чтобы человек, стоя на голове, строил реальность в соответствии с перевернутым характером обоих мыслей. Анаксагор был первый, кто сказал, что Разум /Нус/ управляет миром; но только теперь появился человек, достигший понимания того, что мысль должна управлять духовной реальностью. Это было великолепие солнечного восхода, все мыслящие участвовали в празднестве эпохи. Возвышенные эмоции управляли веком, мир дрожал, настолько пропитанный энтузиазмом духа, как будто только теперь божественное, наконец, воистину вошло в мир". В этот поздний период манера высказываний Гегеля становится литургической – язык символов использован в том их значении, которое они имели в его работах на протяжении всей жизни. Мысль и дух, интерпретирующие Революцию, – это то, в чем мы узнаем "философию" и "религию", которые Гегель ввел в "науке". Суть значения великих событий, потрясших мир, состоят, по оценке Гегеля, в новой свободе и в активном самоспасении. Возмутительно неблагодарная ситуация – Гегель не начинал Французскую Революцию, а баталии наполеоновских войн бушевали вокруг него, в то время, как его собственное существование в качестве доцента в Йене совершенно не подходило для участия в сражениях. В эти дни он терзался вопросом, каким образом философ мог бы быть сопричастным к значению великих событий, которые для него были единственной значимой реальностью в мире. Розенкранц, основываясь на СН, сообщает его ответ: Философия необходима людям как идеальное дополнение к войне. Более специфически "Смерть одна есть абсолютное действие, поскольку она устраняет детерминированную особенность". Отвага приносит ее в абсолютную жертву Государству. Унижение не способно умереть, однако, есть масса тех, которые не умирают в битвах и все еще наслаждаются своей особенностью. Следовательно, для них ничего не остается, кроме размышлений, абсолютного знания истины, как формы, в которой чистое сознание бесконечности возможно без детерминированности индивидуальной зависимости жизни". Не следует обесценивать эту цитату психологическими рассуждениями о болезненном состоянии невоеннообязанного. Гегель вполне серьезен в утверждении эквивалентности смерти в битве и философии – в том случае, когда битва проводятся во имя утверждения "свободного народа", а результатом спекулятивного процесса является "абсолютное знание". Для того, чтобы приобрести свою форму, "свободному народу" необходима высшая жертва так же, как и абсолютному духу. Гегелевская философия – это не сократовская практика готовности умереть, она эквивалентна смерти на полях революционных битв. Требуемая задача – философствовать таким образом, чтобы работа философа сознательно включалась бы в исторический процесс. К счастью, мы имеем собственный текст Гегеля, показывающий его отношение к этому спорному вопросу: "Каждый отдельный человек есть лишь слепое звено в цепи, по которой идет развитие мира. Отдельный человек может возвыситься до господства над ощутимой частью этой цепи только тогда, когда он знает направление, в котором стремится двигаться великая необходимость, и если он, обладая этим знанием, научился произносить магические слова, заклинания, вызывающие очертания этого знания". Гегель выдает, столь многословно, что быть человеком недостаточно для него: и поскольку он не может быть сам божественным Господом истории, он намеревается достичь господства как колдун, который будет заклинать идола истории – видимость, дух – с целью заслонить историю, творимую Богом. Воображаемый проект истории занимает свое место в модели современной экзистенции в качестве инструмента заклинателя власти. Гегель заключает свои размышления следующим утверждением: "Это знание – которое означает включение в себя всех страданий и противоречий, тысячелетия правящих миром, и всех форм их проявлений и в то же время возвышения себя над ними /т. е. противоречиями/ – это знание может дать только философия". "Это знание", вспомним, есть знание, обладатель которого может научиться тем магическим словам, что будет вызывать приход видимости вещей". "Философия" становится колдовской книгой мага, который для каждого готов вызвать видимость примирения, чего для себя, не в воображении, а в реальности его экзистенции, он достичь не может. Продолжение: О Гегеле – исследование чародейства. Цель – порождение человека-бога. Эрик Фёгелин О Гегеле – исследование чародейства. Декодировка колдовской книги. Эрик Фёгелин "ВЕЧЕ" N 5 (25 мая 1972 года) |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |