Это не первая попытка развязать войну
Вспомним, что это не первая провокация, создающая во взаимоотношениях Киева и Москвы casus belli (формальный повод для начала войны).
В 2014 году украинские снаряды «случайно» залетали, а бронетехника ненароком заезжала на российскую территорию. Тогда власти Украины любой ценой пытались втянуть России в войну. Через некоторое время, когда стало ясно, что задача невыполнима, Киев успокоился и перенаправил свою провокационную активность на ДНР/ЛНР.
Но вдруг, начиная с августа этого года, провокации посыпались одна за другой.
Вначале была попытка прорыва диверсионно-разведывательной группы в Крым, в результате которой погибли два российских военнослужащих.
Затем, на территории России (в том числе, вновь в Крыму) было задержано несколько связанных с Киевом групп, состоявших из украинских и российских граждан, готовивших теракты на российской территории. Параллельно Киев усиливал обстрелы городов Донбасса, а в ходе октябрьской встречи в нормандском формате Петр Порошенко практически открыто отказался выполнять минские соглашения.
В результате, чтобы удержать Владимира Путина за столом переговоров и предотвратить коллапс нормандского формата, канцлеру Германии Ангеле Меркель пришлось достаточно жёстко надавить на украинского президента.
И вот теперь новая серьезная провокация. Всем известно, что Украина считает Крым своим. Однако он также внесён в российскую конституцию в качестве региона РФ. Несмотря на то, что далеко не все страны мира признали факт перехода Крыма под российский суверенитет, даже для стран, не признавших это, с точки зрения международного права полуостров является спорной территорией, находящейся под эффективным управлением России.
Теоретически такие споры могут длиться веками. Например, Япония претендует на Южные Курилы уже 71 год. Никаких других последствий, кроме констатации факта наличия территориальных претензий, такие споры не имеют. А фактический суверенитет уважается всеми странами мира: никто не пытается объявить в районе Южных Курил военные учения или половить там рыбу без разрешения России.
То есть, с точки зрения международного права, наличие между Украиной и Россией территориального спора не даёт Киеву права игнорировать фактический суверенитет России над Крымом. В Киеве не могли не знать, что международное право трактует предпринятую украинскими властями попытку распространить свою военную активность на российское территориальное море в районе Крыма как неспровоцированную агрессию.
Зачем Украина опубликовала ноту Минобороны РФ
Тем не менее, попытка распространить район военных учений украинских ракетчиков на российские территориальные воды была предпринята, и можно не сомневаться, что, если бы в ночь на 1 декабря Киев не отступил, какая-нибудь украинская ракета обязательно упала бы в российские воды.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что первые колебания властей Украины наметились где-то 29 ноября. Именно в это время в украинскую прессу было слито содержание ноты Министерства обороны РФ, переданной военному атташе посольства Украины в Москве. Нота МО РФ датирована 26 ноября. «Украинская правда» опубликовала её текст вечером 30 ноября. К утру 1 декабря Киев изменил границы зоны безопасности.
Слухи о том, что Россия пригрозила Киеву жёстким ответом, распространялись и до этого. Было известно и содержание возможных ответных мер. Но ни Кремль, ни Минобороны России не подтверждали данную информацию. Не подтверждали до тех пор, пока ксерокопия ноты МО РФ не появилась на сайте «Украинской правды».
Кремль не случайно молчал о содержании письма. Дипломатическая практика не предполагает публикации подобного рода документов или оглашения их содержания. Делается это для того, чтобы оппонирующая сторона могла принять решение, исходя из здравого смысла, не поддаваясь давлению внутриполитических обстоятельств.
Следовательно, инициаторы публикации российского письма-предупреждения умышленно углубили провокацию, отрезая Порошенко пути отступления. Ведь теперь, когда всем известно, что Россия пригрозила не только сбивать залетающие в её воздушное пространство ракеты, но и уничтожать пусковые установки, если ракеты будут представлять опасность для российских объектов, Порошенко выглядит трусом, отступившим перед угрозами.
Следовательно, люди, слившие письмо в прессу, знали, что Порошенко готов отступить, и пытались не дать ему это сделать.
Давайте разберемся, кто мог стоять за этим.
Кто мог знать о ноте Минобороны
Кроме Порошенко, копии письма должны были иметь как минимум три человека из высшего эшелона власти.
Это министр обороны Украины Степан Полторак, поскольку нота была передана через военного атташе.
Это министр иностранных дел Павел Климкин, поскольку все внешнеполитические акции по закону координируются МИД Украины и, к тому же, военный атташе входит в состав посольства и, соответственно, подчиняется не только своему непосредственному руководству, но и послу или временному поверенному.
И наконец, обязательно должен был быть ознакомлен с текстом письма секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов.
Во-первых, после того, как в 2014 году в закон об СНБО были внесены изменения, резко усилившие роль секретаря, Турчинов непосредственно координирует работу СНБО и спецслужб.
Во-вторых, МИД также всегда находился в сфере интересов СНБО, так что оттуда также информация могла поступить как по официальным каналам, так и неофициально. В-третьих, СБУ, чьи люди работают и в посольстве (официально), и в МИДе, и в МО (под прикрытием), также должна была получить эту информацию и передать её Турчинову. Наконец, в-четвёртых, Порошенко, которому совершенно точно доложили о ноте МО РФ, должен был собрать совещание в составе, как минимум, руководителей МО, МИД и СНБО.
Полторак и Климкин не решились бы выступить против Порошенко, и тем более — придать такое письмо гласности. Они полностью зависят от Порошенко. Они занимают должность лишь до тех пор, пока Порошенко у власти. У них нет собственных политических взглядов, и они не планируют выступать против решений президента.
Так что слить письмо в прессу мог Турчинов (или другие люди, но по его просьбе). Но зачем ему это?
Ситуативное совпадение интересов «ястребов» и президента
Турчинов известен как один из лидеров крайних киевских «ястребов», считающий необходимым разорвать с Россией дипломатические отношения, закрыть границу, объявить военное положение, провести тотальную мобилизацию и возобновить войну в Донбассе, а также развязать войну с Россией.
У «ястребов» и Порошенко интересы периодически совпадают. «Ястребы» желают обострения постоянно. Порошенко же оно бывает необходимо как инструмент купирования очередного внутриполитического кризиса, чреватого переворотом.
Как только внутриполитическая ситуация на Украине обостряется, агрессивность Порошенко усиливается. Как только опасность отступает, Порошенко тоже успокаивается. При этом каждый раз ему необходимо пройти по лезвию бритвы: создать у украинского народа впечатление, что он готов был пойти до конца и начать войну, и в то же время, ни в коем случае не допустить начала реальной войны с Россией.
В последний месяц внутриполитические позиции Порошенко в очередной раз резко ослабели. МВФ отказал в очередном транше кредита, ЕС не дал безвизовый режим, а Юлия Тимошенко (давний и преданный враг Порошенко) призвала своих сторонников выйти на улицы Киева и потребовать отставки президента.
Всё это сблизило Порошенко с «ястребами» (Турчиновым и главой МВД Арсеном Аваковым), которые не прочь свергнуть Порошенко, но не желают делиться властью с Тимошенко, не говоря уже о том, чтобы сделать ее президентом.
Таким образом, провокация с ракетами для укрепления позиций Порошенко была нужна как самому президенту, так и Турчинову.
Продолжение следует
Когда в Киеве получили недвусмысленное послание МО РФ и неофициальное подтверждение из Москвы, что военные меры будут предприняты, энтузиазм Порошенко иссяк. Он сразу же проявил готовность к уступкам. Но правые «ястребы» отступать не планировали. Они войны не боятся. Наоборот, они её жаждут, так как война способна привести их к власти.
Поэтому «ястребы» и организовали второй этап провокации. Они вбросили в прессу информацию о содержании ноты МО РФ, полагая, что после этого Порошенко на уступки пойти не сможет, так как будет выглядеть трусом.
Порошенко, однако, в этот раз испугался военного ответа России больше, чем своих «ястребов», и всё равно отступил. Но все внутренние противоречия украинской политики остались неразрешёнными.
А значит, провокации на грани войны с Россией и дальше будут служить эффективным инструментом для решения данных проблем. И дальше Порошенко будет пытаться остановиться в последний момент, а «ястребы» будут пытаться подтолкнуть его чуть дальше, чтобы отход стал невозможным.
Так что это не только не первая, но и не последняя антироссийская провокация украинской власти. С усилением украинского внутриполитического кризиса их частота и жесткость будут нарастать.