0
Сообщение о том, что "В годы войны" из республики "на бронепоездах отправляли тут же изготовленные двигатели, снаряды, авиабомбы и форму для армии". Не может соответствовать действительности. Бронепоезда не использовались для перевозки грузов по многим причинам: 1. В тесных помещениях бронеплощадок до предела заполненных орудиями и пулемётами и бойцами из боевых расчётов к этим огневым средствам, оставшееся свободным пространство занимал необходимый в бою боезапас. 2. Снаряды для орудий бронепоезда загружали в бронеплощадки исключительно по одному (факт зафиксированный на фронтовых фотографиях), передавая из рук в руки "по цепочке" , так как ящик со снарядами не проходил в двери и люки бронеплощадки по своим габаритам. По той же причине не мог быть размещён внутри бронеплощадки авиационный двигатель , авиабомба и даже тюк с "формой для армии". 3. Грузы для перевозки не могли располагаться и на открытых грузовых платформах, которые располагались в голове и в хвосте бронепоездов, для предохранения основного состава от подрывов пути. На этих платформах располагались средства восстановления пути (рельсы, шпалы и т.д.) Авиационные бомбы и снаряды, размещённые на открытой платформе, в случае обстрела бронепоезда, безопасности ему не добавляли бы, а подвергнутый воздействию пуль и осколков авиадвигатель перестал бы быть годным для полётов. А "тюки с "формой для армии" были бы дополнительным источником возгорания и пожаров. 4. И, наверное, самая главная причина невозможности перевозок таких грузов бронепоездами состоит в том, что даже при допущении возможности очень ограниченных загрузок бронепоезда необходимыми для фронта вещами, такие рейсы не могли быть регулярными, так как бронепоезд, после своего строительства, лишь один раз направлялся в сторону фронта и обратно уже не возвращался, (даже при благополучном завершении боевого пути его ожидало хранение в условия консервации, а чаще всего расформирование и отправка на переплавку. Таким образом, за всё время войны из республики (из Уфы)в сторону фронта было отправлено только четыре рейса бронепоездов (по два в 1942 и 1943 годах), с весьма сомнительными возможностями их загрузки "необходимым для фронта" и говорить о таких перевозках на бронепоездах, как о явлении постоянном и значительном нет оснований. Желающим присоединиться к моему мнению или возразить предлагаю писать на адрес: molokanov58@list.ru Латыпову Фариту.
|