Завершающийся год оказался щедрым на случаи ужесточения законодательных актов для собственников жилых помещений и увеличение финансового бремени их содержания. Но, похоже, год наступающий имеет все шансы стать более запоминающимся в этом отношении. Несколько неоднозначных инициатив для примера.
- За лишние метры социальную помощь давать не будут
Министерство труда и социальной защиты разработало проект методических рекомендаций, которые предполагается использовать при определении критериев нуждаемости граждан, обращающихся за социальной помощью. Они, в частности, предписывают сотрудникам соответствующих ведомств отказывать гражданам в поддержке, помимо прочего, в тех случаях, когда конкретно у обращающегося или членов его семьи имеется в собственности:
- в общей сложности 2 или более жилых помещения (или доля в недвижимом имуществе), при условии, что их совокупная площадь превышает региональный соцнорматив в полтора раза;
- земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (за исключением многодетных семей);
- одно или несколько судов, зарегистрированных в одном из соответствующих реестров;
Точная дата начала применения этих рекомендаций не сообщается. Однако разработчики предполагают, что они будут одобрены до конца нынешнего года, а раз так, то устанавливать критерии нуждаемости по ним, соответственно, начнут уже после новогодних праздников. Как пояснили представители Минтруда, подобным образом оценивать состоятельность граждан при определении мер социальной поддержки принято во многих странах мира.
- Из единственного жилья сделают коммуналку
Министерство юстиции заявило о разработке законопроекта, призванного одновременно защищать конституционные прав кредиторов на взыскание долга, а должников — на жилище. Он предполагает внесение определенных изменений сразу в два кодекса — Гражданский процессуальный и Семейный, а также Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Вкратце суть проекта такова: если размеры имеющегося в распоряжении несостоятельного плательщика по кредиту единственного жилья явно превышают «достаточный для удовлетворения разумной потребности в жилище» уровень, то в этом случае в его составе можно выделить «излишнюю» долю для реализации в счет погашения долга. Конечно, с «гарантией сохранения необходимых для нормального существования условий». Проще говоря, если у должника нет постоянного источника дохода или банковских счетов и иного имущества, на которое можно обратить взыскание, то часть его квартиры или дома могут продать другому лицу, что фактически превратит объект в обыкновенную «коммуналку».
Напомним, в настоящее время в целях обеспечения возврата долга судебным приставам-исполнителям разрешается накладывать арест на единственное жилье должника, но реализовывать его в счет погашения кредита они не имеют права. Предлагаемую же новеллу многие представители экспертного юридического сообщества считают логичным продолжением этой меры.
- Платить за коммунальные ресурсы придется в разы больше
Да, в настоящее время большинство экспертов и аналитиков, а также чиновники разного ранга (в том числе — замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев) утверждают, что в следующем году тарифы на услуги ЖКХ в среднем по стране поднимутся максимум на 5%, да и то не ранее 1 июля. Но так ли это на самом деле?
Во-первых, уже с 1 января 2017 года в законную силу вступает Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». А оно предусматривает увеличение повышающего коэффициента до значения 1,5 при расчете платы за коммунальные услуги для собственников тех квартир, в которых не установлены приборы индивидуального учета потребления ресурсов.
Во-вторых, уже в весеннюю сессию депутаты Государственной Думы могут одобрить принятый в первом чтении 16 декабря с.г. проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» (в обиходе — так называемый «закон об альтернативных котельных», концепция которых более подробно рассматривалась в материале «СП» от 4 марта с.г. «Кто грозит заморозить страну»). Его реализация приведет к тому, что на региональных рынках услуг ЖКХ появится некая Единая теплоснабжающая организация, которая будет выступать в роли единого закупщика и поставщика тепловой энергии. При этом расценки на нее становятся договорными, а государство избавит себя от необходимости регулировки всех тарифов в этой сфере, сохранив за собой только прерогативу определять исключительно их допустимый верхний предел.
По оценкам специалистов, внедрение данного закона приведет к тому, что итоговые суммы за потребляемое тепло в квитанциях плательщиков изменятся мало того, что неравнозначно, так еще и гораздо больше, чем анонсируемые 5%. Так, ряд экономистов-аналитиков предполагает, что, например, в Омске и Нижнем Новгороде рост тарифов составит более 60%, а в Казани — порядка 78%.
Также эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства полагают, что в наступающем году платежи за содержание и ремонт общедомового имущества, хоть и пополнятся новыми строками расхода (туда, в частности, переместятся начисления за общедомовые нужды при потреблении воды и тепла). Вместе с тем с 1 января 017 года становится возможным проведение общих собраний собственников жилых помещений в заочной форме, с использованием до настоящего времени толком не отлаженной системы ГИС ЖКХ (согласно требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»).
Принимая во внимание убеждения специалистов по компьютерной безопасности в том, что при желании любая виртуальная система в принципе легко превращается в огромное пространство для манипуляций с данными, с большой долей вероятности можно предположить, что некоторым управляющим компаниям будет сложно избежать соблазна скорректировать итоги таких собраний в своих интересах, ведь именно путем голосования устанавливаются тарифы в этом кластере коммунальных платежей.