08:23 Дети индиго в России - «Чучело» – это я… |
…С преподавателем волгоградского экономического колледжа Татьяной Григорьевной мы познакомились на конференции «Культура, экология, здоровье: новая концепция возрождения человечества», проходившей уже во второй раз в Волгограде. Организаторы научного форума постарались привлечь к дискуссии специалистов самых разных направлений познания, поэтому неудивительно, что тема детей индиго в обсуждениях тоже прозвучала. Татьяна Григорьевна не понаслышке знала о таких детях – отмечала новые неординарные черты в некоторых своих учащихся, но важнее всего, что она имела возможность наблюдать за таким ребенком в собственной семье: ее дочь Света – явный «индюшонок». Девочка родилась в сентябре 1992 года и была поздним, а потому и особенно желанным ребенком в семье. Маму с первого же дня поразили глаза малышки: они были осмысленные, внимательные и, можно сказать, выразительные. По глазам нередко можно было понять, в чем в данный момент нуждается дитя. Правда, молодая мамаша, хоть и удивилась, но поначалу не придала значения такой выразительности взгляда, однако со временем убедилась, что это небезынтересный показатель для некоторых детей. Если считается, что глаза – это зеркало души, то для индиго это и на самом деле так. Особенно для таких крохотулек, которые пока еще не умеют говорить. И вот так, через глаза, они общались несколько месяцев. Ну ладно, песни и трели, которыми заливалась девочка, ее особый оригинальный язык, когда она стала говорить, – это, так сказать, нюансы развития ребенка. Но девчушка рано овладела азбукой, и уже в три года составляла из пластиковых букв первые слова. Любила сказку про кота в сапогах и могла повторить ее, смотря в книжку, слово в слово. Читала или запомнила наизусть? Это осталось невыясненным, но по-настоящему самостоятельно читать она стала в 4 года, а к выпуску из детсада уже читала бегло. Счетом овладела в три года – это заслуга ее дедушки. Видимо, дети индиго бывают разные, поэтому сверхподвижностью Светочка не была наделена. В детсаду отличалась тем, что всегда находила необычные решения каких-то заданий, загадок, игр. Кстати, быстро научилась игре в шашки и в «уголок», и вскоре легко обыгрывала родителей. Чуть позже овладела шахматами, и тоже успешно. Сейчас любит посидеть за компьютером, решая головоломные шахматные задачи или играя с машиной. Света легко схватывает суть любых новых школьных тем и классно умеет их интерпретировать. Одна из преподавателей высказывалась о ней так, что из девочки выйдет хороший педагог. Однако со школой были и пока остаются проблемы. В первый класс она пошла с интересом, учителя отмечали в Свете прекрасное логическое мышление. Во втором и третьем классе училась в основном на «пятерки», а вот в пятом начались проблемы с общением – и с некоторыми учителями, и с детьми. Неизгладимый шок девочка получила, когда математичка в какой-то момент назвала ее мерзавкой и грозилась выгнать из класса. Еще там, в классе, Света почувствовала себя плохо, а дома вообще «расклеилась»: резко поднялась температура, она не хотела идти в школу. С того момента стала очень обидчивой. В конце пятого класса начались прогулы занятий. Учительница по русскому кричала на всех, а для Светы это было невыносимо. В шестом классе девочка стала изгоем среди своих сверстников, поскольку не понимала и не принимала забот и интересов многих из них. Отношения осложнились. Были и детские «бойкоты», и травля… Света не смогла до конца досмотреть кинокартину «Чучело», потому что история Роллана Быкова была слишком похожа на нее отношения с одноклассниками. «Мама, Чучело – это я!», – рыдала она. Однажды мальчишки незаметно прикрепили на ее платье сзади плакат «я дура» и со всех сторон бросали в нее жеваной бумагой и кусочками резинки. Света пришла из школы никакая… На уроке физкультуры девочки богатеньких родителей пинали ногами ее скромную одежду – закормленные, благополучные дети бывают особенно жестокими. Однажды девочка пригласила одноклассников к себе домой, а те устроили в квартире драку и настоящий погром. Родители не поверили, что их чада способны на подобный вандализм, «вы наговариваете на них!» – пеняли они расстроенной маме. А учителя твердят свое – ничего особенного! Дети все такие! Я, конечно, спрашивал Свету, почему она не заладила с одной учительницей, с другой. – Они нас не любят, – поникла головой девочка, – или даже ненавидят. Учительница по русскому объясняет материал, но поскольку нас не любит, мы ее не понимаем. То же примерно с историей. Это один из любимых Светиных предметов, но из-за нервозности учителя уроки идут как наказание. – Мама, даже при том, что я знаю задание, я все равно боюсь, что она будет кричать, – жаловалась девочка. Недоброжелательность учителей ее очень пугает. Одна знакомая Татьяны Григорьевны, человек с экстрасенсорными задатками, как-то сказала ей про Свету: «Что же вы хотите – она все видит о человеке!» Видимо, она права… Пришлось Свету определять в другую школу, далеко от дома, потому что руководство прежней не захотело переводить ее в параллельный класс. Им, учителям, проще было с «обычными» детьми, без их претензий и обид на ругань, разговаривающих между собой матом, чем подстраиваться под неудобную Светлану. А в остальном – это вполне адекватный ребенок. Света учится в музыкальной школе: с детского сада сама выбрала и стала совершенствоваться в игре на домбре, уже своего рода виртуоз в этом. Ей хорошо дается изучение иностранных языков: в седьмом классе даже послала письмо Дэниэлу, исполнителю роли Гарри Поттера, и получила ответ – возможно, от его менеджеров. Все книги о Поттере Света перечитала по несколько раз – настолько эзотерическая часть приключений необычного мальчика ей близка и понятна. – Я замечаю, что она намного взрослее, чем ее одноклассники, – говорит Татьяна Григорьевна, вспоминая черточки характера дочери. – Может, даже взрослее, чем я… В последнее время я стала все больше к ней прислушиваться, больше советоваться. И она тоже сильно меняется. Когда ее травили, у нее была очень заниженная самооценка, возникали всплески агрессии. Теперь она терпимее относится к другим, менее категорична и упряма, как бывало раньше. – Вообще она умница, быстро схватывает новые знания, – говорит ее мама. – Мы надеемся, что она получит высшее образование. «На следующий год я стану отличницей, мама, – говорит недавно, – я поняла, что это даст мне много преимуществ». Уже сейчас успехи в учебе налицо. И по музыке она старается участвовать во всех конкурсах, на концертах. Недавно заявила: я перестану болеть. И действительно, головные боли у нее уже ушли, она охотно занимается на тренажерах, хотя раньше – не заставишь, от уроков физкультуры была освобождена. Сейчас у Светы мечта – стать или стилистом, или психологом. Рисует необычные костюмы, наряды – фантазия поразительная! Ее модели выставлялись на одном из конкурсов. – Мои мысли, она, похоже, легко считывает, – смеется Татьяна Григорьевна, отвечая на мой вопрос. – А как с другими людьми – я пока не очень в курсе. Ну, про учителей мы уже говорили… Много читает вообще, и, в частности, психологическую литературу. Того же Норбекова цитирует целыми абзацами. Любовь Марковна, экстрасенс, которая ее опекает, считает, что в медицине Светлана быстрее достигла бы успехов. Почему? Потому что хорошо видит причину заболеваний, их истоки. Ну а это дает и эффективные способы лечения. Но девочка пока не считает это своим призванием. Возможно, потому, что это мнение ей навязывают, а не она сама к нему пришла. Она много рисует, и все более совершенствуется в этом. Уже за портреты берется, рисует кумиров из артистической среды… Впереди у Светы десятый и одиннадцатый классы, и тогда надо окончательно определяться с выбором профессии. Не думаю, что она затеряется в жизни… ГЕННАДИЙ БЕЛИМОВ |
|