06:45 Макробиотика: искусство продления жизни. |
"Если восточное понимание счастья вас интересует, испробуйте на себе макробиотический метод питания в течение всего лишь двух недель. Я рекомендую его всем после того, как сам изучал макробиотику в течение 48 лет, и уверен, что она лучший путь к здоровью и счастью”. Джордж Озава. ************ В праздничные дни готовят сладкий кускус: сладость в сефардской кухне символизирует счастье. При подаче к столу кускус выкладывают пирамидой, которую искусно украшают корицей, сахаром, изюмом, половинками грецких орехов или кусочками миндаля, лучами расходящимися от вершины Сладкий кускус Кускус попал в Израиль из Северной Африки вместе с магрибскими евреями, репатриировавшимися в 40–50-х годах прошлого века. В диаспоре его изготавливали вручную. Покупали мешок пшеницы, шли с ним на мельницу, следили за тем, как мелют зерно, возвращались с мукой домой, сортировали по помолу: крупному, среднему, мелкому — и только тогда приступали к изготовлению крупы. Делали это в специальных горшках, устроенных наподобие пароварки. Многократно пропаривали, пропускали между ладоней, встряхивали и просушивали. Процесс требовал немало времени и сил и по понятным причинам плохо пережил эмиграцию. Вам потребуется: 500 гр кускуса среднего помола; 600 мл воды (2,5 чашки); ½ чайной ложки соли; щепотка шафрановых нитей; 6 столовых ложек растительного масла (лучше оливкового); ½ чашки нарезанной кураги; ½ чашки нарезанных фиников; ½ чашки изюма без косточек; 1 чашка нарезанного кусочками миндаля, пригоршня целого миндаля для украшения; ¾ чашки фисташек; 2 чайные ложки корицы; 3 столовые ложки сахара (замена — мёд или натуральные сиропы). Сегодня в каждом израильском супермаркете продается кускус фабричного производства: подешевле — местный, подороже — привезенный из Марокко. Популярен он и у сефардов, и у ашкеназов. Готовят кускус по любому случаю: и для пятничной трапезы, и по праздникам, и обязательно к свадебному столу. Подают с фрикадельками, картошкой и курицей, с подливами из мяса и овощей, с тыквой, зеленым горошком и многим другим. В праздничные дни готовят сладкий кускус: сладость в сефардской кухне символизирует счастье. Во время осенних праздников его подают с плодами нового урожая: финиками, курагой, изюмом и орехами разных видов. При подаче к столу кускус выкладывают пирамидой, которую искусно украшают корицей, сахаром, изюмом, половинками грецких орехов или кусочками миндаля, лучами расходящимися от вершины. В особо торжественных случаях основание пирамиды окружают кольцом из фиников, очищенных от косточек и начиненных миндалем. Способ приготовления: Добавьте в теплую воду соль и шафрановые нити, залейте получившимся раствором кускус, перемешайте и оставьте на 10 минут. Когда крупа разбухнет и станет мягкой, добавьте 3–4 ложки растительного масла, разотрите массу руками или хорошо размешайте ложкой, чтобы не осталось комков. В сковороде разогрейте оливковое масло (можно добавить немного сливочного) и слегка поджарьте в нем курагу, финики, изюм, миндаль и фисташки. Смешайте с кускусом. Положите получившуюся массу в глиняный горшочек или глубокий противень, накройте фольгой и поставьте на 20 минут в духовку, разогретую до температуры 180 градусов. Выложите кускус на поднос, посыпьте корицей и сахаром, украсьте обжаренным миндалем и подавайте к столу горячим. **************** Макробиотика: искусство продления жизни С середины XX в., когда появились первые книги японского специалиста по питанию Джорджа Осавы, сначала в Японии, а затем по всей Европе и Северной Америке стало распространяться учение о продлении жизни, творческом долголетии и рациональном питании — макробиотика. Впрочем, как выяснилось несколько позднее, термин «макробиотика» заимствован из древнегреческой философии эпохи Гиппократа («макро» — великий, всесторонний; «био» — жизненный). В научный оборот это понятие впервые было введено в 1852 г. немецким врачом X. Гуфеландом в книге «Искусство продлить человеческую жизнь (макробиотика)». Потом европейцы познакомились с макробиотикой более подробно, прочитав работы Дж. Осавы, С. Ишезуки, М. Куши и X. Аихары. Японские врачи и диетологи, переосмыслив европейские теории питания, разработали учение о дзек-макробиотике. В его основу легли древневосточные представления о жизненной силе и системе инь-ян, положения дзен-буддизма и восточные национальные традиции питания. Система инь-ян появилась в Древнем Китае. Она подразумевает, что жизненная сила представляет собой борьбу двух противоположностей — мужского начала ян и женского инь. Влияние на организм достигается путем варьирования в питании продуктов с различной «энергетической» направленностью — инь и ян. Иными словами, еда содержит «теплые» (ян) и «холодные» (инь) элементы. Соответственно пища может оказывать согревающее (стимулирующее) и охлаждающее (успокаивающее) действие. В толковании Дж. Осавы продукты «инь» имеют кислотную реакцию; «ян» — щелочную. Японский диетолог причисляет продукты к той или иной категории в зависимости от содержания в них калия или натрия. При этом соотношение инь—ян может изменяться в одном и том же продукте в результате кулинарной обработки. Исходя из этого, Дж. Осава разработал несколько пищевых режимов для лечения различных заболеваний по принципу противоположности. Так, по его мнению, в лечебной диетологии острые воспалительные заболевания следует лечить охлаждающей пищей (инь), а общую слабость, переутомление, депрессию снимать согревающей пищей (ян). Классификация продуктов в системе инь—ян В целом система макробиотического питания основана на продуктах, которые обеспечивают равновесие инь и ян. Расстройства здоровья могут возникать от избытка инь или ян в пище. Инь-продукты: пшено, рожь, рис, капуста, свекла, петрушка, лавровый лист, хрен, изюм, фрукты, ягоды, растительное и сливочное масло, маргарин, мед, молоко, кефир, простокваша, творог, сметана, плавленые сырки, рыба, курятина, телятина, говядина, свинина, крольчатина и мясо лягушек (на любителя), а также все напитки (в том числе и вода). Ян-нродукты: пшеница, овес, ячмень, красный и черный перец, укроп, чеснок, лук, редька, горчица, гвоздика, имбирь, корица, анис, кориандр, мак, орехи, баранина, утка, фазан, индюшка, икра, креветки, селедка, яйца, овечья брынза. Нейтральные продукты (в них сочетание инь и ян уравновешено): гречиха, горох, фасоль, картофель, морковь, помидоры, огурцы, тыква, редис, арбуз. Продукты, которые следует исключить из питания: •мясо животных и птиц, рыба с красной мякотью; •молоко и молочные продукты; •яйца неоплодотворенные или от птиц, получавших не зерно, а искусственные корма; •сливочное масло и другие животные жиры, маргарины, рафинированные растительные масла; •мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, изготовленные не из цельных зерен злаков; •мед, сахар, шоколад и другие сахарсодержащие продукты, искусственные подсластители (сахарин и др.), продукты промышленного производства, включая консервированные и замороженные; •зерновые, бобовые, овощи и плоды, выращенные при внесении в почву химических удобрений или обработанные в процессе роста ядохимикатами; •кофе, черный чай, кока-кола и другие безалкогольные напитки, пиво, алкогольные напитки; •обычная поваренная соль и почти все пряности; •препараты витаминов и минеральных веществ. Выбирая продукты, необходимые для создания равновесия инь и ян, следует знать о некоторых особенностях питания такими продуктами в зависимости от конкретных условий. Прежде всего необходимо учитывать, что современный человек чаще находится в возбужденном состоянии, поэтому в его рационе должна преобладать успокаивающая и расслабляющая инь-пища. Желательно использовать для питания местные продукты. Дело в том, что в различных природных зонах и у людей, и у животных формируется разный набор ферментов, приспособленных для переваривания пищи, характерной для данного климата и особенностей почвы. Некоторые ферменты могут вообще отсутствовать в организме или быть в незначительном количестве — поэтому многие, попадая в иную климатическую зону, получают расстройство пищеварения. Диета должна меняться в зависимости от сезона, пола, возраста, характера работы, индивидуальных особенностей организма. Тем, кто проживает в жарком климате, рекомендуется отдавать предпочтение инь-продуктам. Жителям Севера больше подходит ян-пища. С возрастом, когда в организме начинает накапливаться энергия холода, также следует переходить на ян. Взрослому человеку нужно около 600 г сухой пищи и 1,75—2,2 л жидкости (включая напитки и первые блюда) в сутки. В рационе должно быть как можно меньше свободной жидкости. Достаточно получать жидкость с пищей, т.к. зерна злаков, овощи, бобовые (особенно после варки) содержат необходимое количество воды. В умеренных количествах допускается включать в меню чай из веточек японского чайного куста, кофе из обжаренных зерен злаков и цикория, теплую родниковую или очищенную водопроводную воду. В стандартное меню входят 7 частей инь-продуктов и 1 часть ян-продуктов, т.е. 50—60% злаков, 25—30% овощей (причем 1/3 — в сыром и квашеном виде), до 10% отварных бобовых или морских водорослей, 5% овощных супов с использованием бобовых или злаковых растений. Очевидно, что предлагаемый режим питания носит вегетарианскую направленность. При крайней необходимости мясо и рыба могут занимать не больше 1/8 рациона. Яйца (недиетические) допускается употреблять 1 раз в 3—4 недели. Макробиотика очень осторожно относится к свежим фруктам, орехам и зернам: побаловать себя ими можно только 1—2 раза неделю. Уравновесив продукты по составу, нужно распределить их на 2—4 приема пищи (как больше нравится). Пищу следует очень хорошо пережевывать (30 раз и более). Последний раз есть рекомендуется не менее чем за 3 часа до сна. Приготавливая еду, овощи и другие продукты необходимо резать на аккуратные и красивые части (считается, что это улучшает равновесие пищи). Приправы применяются умеренно: их вкус должен быть чуть заметным. Лучший огонь для приготовления пищи дает горящее дерево, затем уголь и в последнюю очередь — газ. Электрические и микроволновые печи использовать не рекомендуется. Можно готовить пищу под давлением (в скороварке), варить продукты в воде или на пару, запекать их. Лишь в самом крайнем случае допустимо практиковать обжаривание в кипящем масле, жаренье и выпечку. В макробиотике учитывается сильное влияние положительных и отрицательных эмоций на пищу. Настроение повара определенным образом влияет на еду, а через нее — на тело, разум и чувства человека, который ест приготовленное. Поэтому приготовлению пищи и самой трапезе должна сопутствовать спокойная и доброжелательная обстановка, а готовые блюда нужно подавать в красивой посуде. Меню М. Куши, адаптированное к западному питанию 1-й завтрак: овсяная каша с изюмом, приправленная морской солью, рисовым сиропом и поджаренными орехами, тосты из цельнозернового хлеба с яблочным джемом без сахара, чай банча. 2-й завтрак: суши из огурцов, квашеной капусты и темпея, салат из разных вареных овощей с соусом из тофу (соевого сыра), чай банча с лимоном. Обед: запеченный палтус с коричневым рисом и соевым соусом тамари, натертый дайкон с поджаренными на растительном масле морскими водорослями, вареная морковь с соусом из солено-маринованных слив и лука-порея, кекс из грубо смолотой пшеницы с пюре из сваренных груш, кофе зерновой; закуски (по выбору): поджаренные орехи или семена с изюмом, рисовые пирожки, фрукты — свежие, вареные или сухие, крекеры (печенье) из цельной пшеничной муки. Инф. inflora.ru ************* |
|