07:01 Триединство в Богословии. |
Триединство в культуре в философии, в естествознании и в теософии сводится к наличию противоположностей и переходному слою между ними-“тезис - антитезис - синтез”.Также триада проявляется в виде “трех царств" - “царства действительности”, “царства ценности”, “царства смысла” в философии Г. Риккерта или высшего среднего и низшего уровня информации. Вспомним приписываемое Соломону изречение: "Бог создал мир по Мере, Числу и Весу". Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, Глобальный же аналог - это вселенная, явленная нам материей в пространстве и во времени. Эти три составные части неотделимы одна от другой, не могут существовать раздельно. Материя немыслима вне пространства и вне времени так же, как пространство и время не существуют сами по себе. Пространство - это как бы место обитания материи, и это происходит в определенное время. И каждая из этих составных частей мироздания, в свою очередь, тоже троична, триедина! Пространство трехмерно, грубо говоря: длина, ширина и высота, или три оси: лево-право, вперед-назад и вверх-вниз. Трехмерность пространства очевидна, естественна, мы к ней привыкли. Мы редко задумываемся, но одномерность даже представить невозможно. Ведь любая линия, какой бы тонкой она ни была, имеет толщину протяженность и форму.Никто не оспаривает, что время представляется прошлым, настоящим и будущим. В христианстве существует понятие трезубца. Трезубец рассматривается как символ Троицы. Трезубец Вишну - символ его триединой сути: творца, хранителя и разрушителя. Что говорит о триединстве Библия? В ней нет слов "троица", "триединство", но там нередко говорится о Боге во множественном числе.Утверждение, что Бог-Отец ни у кого не вызывает сомнения. "Господь мой и Бог мой!",- Господин и Создатель (Ин. 20:28). Прежде всего сам человек. Он тоже триедин: плоть (тело), дух (сознание) и душа (жизнь, одушевляющая плоть, идентифицируется с кровью).Преуспели в пояснении символе триединства ортодоксы, считая его основой законов мироздания. Апологетика богословов первых веков далека от последующей ортодоксальности. Так, Юстин считал, что сын божий (иначе - Слово) произошел от отца, который посредством Слова сотворил мир. Этим он подчеркивал, что сын как разумная сила божья существует не вечно. Кроме того, Юстин не видел различия между сыном и духом святым.После многих вселенских соборов, сформулировавших основные догматы христианской веры, развитие апологетического богословия свелось к понятиям Сына и Отца но не к отношениям усыновленных детей и Создателя. Фома Аквинский учил, что Божеское присутствие должно изменить самого человека, который через это присутствие познаёт Бога и становится «Богом по благодати», усыновлённым чадом Божиим. Богословы всех христианских вероисповеданий основным условием успехов в художественном творчестве считают обращение к Богу как Отцу. Учитывая онтологическое, космологическое, физико-теологическое, нравственное, историческое, а также общие понятия о Боге, его творении и промысле, можно считать некоторые догмы не вполне христианскими.Так догмат о троице, догмат о Святой Троице, т. е. о том, что Бог един и в то же время троичен. Этот догмат включает в себя по крайней мере три основных догмата, о троичности лиц в боге при единстве существа, о равенстве божественных лиц, о различии божественных лиц по их личным свойствам. Первый из них утверждает, что в Боге, едином по существу, имеется три лица, или ипостаси, Отец, Сын, Святой дух. Второй подчеркивает, что все три лица в Боге равны между собой: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но это не три Бога, а один Бог. Третий догмат требует верить, что три лица в Боге различны по своим свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца (в католической догматике Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына). Поскольку божественная троица едина, постольку должно быть единство и в трех составных частях человеческой сущности: в духе, душе и теле. Верующий не должен допускать преобладания материальных интересов над духовными, обязан подчинить все элементы своей природы достижению христианской истины, добра и блаженства. Кроме того, единство Бога должно, по мнению богословов, воспитывать теснейшее нравственное единство у всех верующих, объединять их в единую семью усыновлённых и удочерённых в переносном смысле, независимо от социального положения или классовой принадлежности. Все верующие в Христа люди должны иметь единую веру, любовь и надежду. И наконец, единство Бога является условием всепоглощающей сыновней любви к Нему. Именно поэтому МЫ- усыновлённые обязаны возлюбить Отца всем своим сердцем, душой и разумом. Можно много занимается толкованием библейских текстов, длинными разъяснениями смысла различных символических рассказов, увлечься экзегетикой, литургикой, и прочими теологическими и историческими особенностями в религиях, в патрологии, и даже логически доказать несостоятельность религиозного мировоззрения, но это всё не прибавит уверенности в вере во Всевышнего Создателя Вселенной. Многое можно почерпнуть из следующего материала систематического богословия- http://www.sunhome.ru/books/b.vvedenie-v-hristianskoe-bogoslovie/59 |
|