Пятница, 27.12.2024, 19:50
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



18:58
Взаимообучение у шимпанзе теперь научный факт




Международная команда ученых представила доказательный пример существования социального обучения — передачи знаний от одной особи к другой — у животных в дикой природе.

Исследование основывалось на многолетних наблюдениях за шимпанзе в заповеднике в Уганде. Ученые привели хорошо документированные свидетельства передачи новой технологии от одной особи к другой, показав на статистических моделях, что спонтанное обретение новой технологии практически исключено. Прежде социальное обучение у животных изучалось в лабораторных условиях или же подразумевалось для диких популяций на основе «культурных» различий между локальными популяциями. Теперь же и у диких популяций его реальность бесспорна.



В тропическом лесу Будонго (Budongo Forest) у реки Сонсо в Уганде в течение 20 лет ведутся наблюдения за одной из групп шимпанзе в естественных условиях. Недавнюю публикацию в PLOS Biology ученые, представляющие несколько мировых научных центров — Сент-Эндрюсский университет (Шотландия), Университет Восточной Англии имени Джона Раскина в Кембридже (Англия), Квебекский университет в Римуски и Квебекский центр изучения биоразнообразия (оба в Канаде), Биостанция заповедника Будонго (Уганда), Невшательский университет (Швейцария), — посвятили одному из наблюдений, важному и интересному для понимания социального обучения у приматов.

Шимпанзе часто используют пережеванный комок листьев для добывания воды из небольших углублений в земле или меда в дуплах деревьев: такой комок работает как губка. Этот поведенческий обычай широко распространен среди различных популяций шимпанзе. Не являлась исключением и группа из Будонго. Но однажды (есть даже и точное время этого события: в 9 утра 14 ноября 2011 года) альфа-самец, подойдя к образовавшемуся естественному колодцу, применил другую технику: ободрал мох со ствола дерева и затем использовал его в качестве губки вместо обычного в таких случаях комка листьев. Кроме утренних наблюдателей-людей эту новую технологию увидела и альфа-самка. В течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы.

Естественно было задаться вопросом:как распространялась инновация среди членов группы? Возможны два варианта. Первый — спонтанное обретение, когда внедрение инновации связано с новыми экологическими условиями (в данном случае — с образовавшимся колодцем) и, соответственно, с новыми жизненными возможностями. Второй вариант — социальное обучение, когда один член коллектива так или иначе перенимает у другого его «изобретения».

Пример с моховыми губками оказался редкой удачей, дав возможность однозначно ответить на этот вопрос, выбрав одну из альтернатив. Дело в том, что в течение этих 6 дней наблюдатели отслеживали перемещения, встречи и контакты всех членов группы, фиксируя и время произошедших эпизодов. Так что они могли уверенно указать, кто из семи пользователей моховых губок с кем встречался и у кого не только мог подсмотреть новшество, но и на самом деле его подсмотрел. Эти наблюдения схематично показаны на рисунке внизу:


Схема распространения нового навыка добывания воды из колодца в группе шимпанзе. Круги обозначают членов группы, обосновавшейся у колодца; буквы — это их индивидуальные обозначения. Большими буквами отмечены те, кто использовал «моховую» технику добычи воды, а цифры указывают на очередность обретения нового навыка. Стрелками показано, кто у кого подсмотрел новую технику с моховой губкой: острие направлено к демонстратору от ученика. Пунктирная линия — сомнительный случай обучения, когда самка KW подобрала уже использованную моховую губку и на основе нового опыта переняла или самостоятельно изобрела эту технику. Схема из обсуждаемой статьи в PLOS Biology

Столь четкая картина практически исключает вероятность спонтанного, диктуемого местом и временем, обретения инновации. С помощью статистических моделей (методика подробно описана в самой статье), учитывающих взаимовлияние особей в коллективе, удалось показать, что такая вероятность минимум в 15 раз ниже, чем социальное обучение.

В той же самой группе из 30 животных ученые заметили и другое новшество — шимпанзе подбирали уже использованные губки из листьев и снова пускали их в дело. Обычно так поступают только малыши, но здесь «малышовый» паттерн поведения начали демонстрировать и взрослые. Для «подбиральщиков» тоже построили схему встреч и контактов . Она резко отличалась от пользователей моховых губок. Расчеты для этого варианта показали примерно равную вероятность обучения и спонтанного проявления нового поведения. Иными словами, шимпанзе вторично использовали губки, скорее, просто по случаю, ради удобства.

Ученые подчеркивают, что пример с моховыми губками — это первый доказанный случай социального обучения в дикой природе. Естественно, сейчас уже известно внушительное число навыков и обычаев у животных, которые варьируют от места к месту, напоминая локальные культуры.

И эти локальные паттерны поведения характерны не только для обезьян, но и для других животных. Проблема с ними в том, что не удавалось проследить процесс обучения вживую. Также ставятся и соответствующие эксперименты в лабораториях, но они вызывают сомнения с точки зрения совместимости лабораторных результатов с естественными условиями, где невозможно предсказать и учесть все факторы, управляющие поведением животных. Так что данный пример позволяет впервые уверенно говорить о реальности социального обучения в природе.


Ученые упомянули еще один бесспорный пример социального обучения у полудиких шимпанзе, опубликованный совсем недавно. В работе описано распространение забавной причуды — засовывать в ухо длинную травинку. Родоначальницей этого обычая была самка одной из групп, и за три года, с 2010 по 2012, эту моду переняли 8 из 12 животных, живущих с ней в этой группе. В трех соседних группах удалось увидеть лишь одно животное, разгуливающее с травинкой в ухе. После смерти самки-родоначальницы в 2013 году два животных продолжали эту странную традицию — засовывать травинку в ухо.

Ясно, что травинка в ухе не имеет никакого адаптивного или экологического смысла — это, действительно, похоже на моду или символический знак. Пожалуй, это первый случай зарегистрированного социального поведения, не имеющего отношения к адаптивным технологическим процессам.

Два разобранных примера, демонстрируя наличие социального обучения у шимпанзе, делают еще более актуальным вопрос о причинах внедрения традиций и технологий у животных. Почему у животных одни инновации поддерживаются и распространяются, а другие, даже имеющие очевидную пользу, — нет? Почему одни и те же новшества в одной группе приветствуются, а в других группах на них не обращают внимания? Не правда ли, даже и для человеческих обществ это очень волнующие вопросы.


Шимпанзе демонстрируют необычную моду — засовывать в ухо травинку. В центре — родоначальница этой необычной традиции. Фото из обсуждаемой статьи в Animal Cognition


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Животные и растения | Источник: http://www.plosbiology.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pbio.1001960| Источник: http://www.researchgate.net/publication/263014686_A_group-specific_arbitrary_tradition_in_chimpanzees_(Pan_troglodytes)| Просмотров: 877 | Добавил: Bellezza| | Теги: факт, теперь, научный, шимпанзе, Взаимообучение | Рейтинг: 4.5/8

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]