19:52 Лингвисты рассказали, как дети лучше запоминают новые слова |
Меньше знаешь – лучше учишься? Психологи выяснили, в каком контексте маленькие дети лучше запоминают новые слова. Результат оказался парадоксальным: полученные ранее знания скорее мешают, чем помогают юным ученикам. Выводы нового исследования, как ожидается, пригодятся не только мамам и папам, но и работникам детских учреждений. Психологи изучали, как дети в возрасте 1,5–2 лет осваивают новые слова. Этот процесс давно интересует учёных. Известно, что он идёт совсем не так, как обучение взрослого человека новому языку (вплоть до того что в этих двух случаях задействованы разные зоны мозга). Так, в полтора года активный словарный запас ребёнка пополняется со средней скоростью как минимум в одно слово за два часа (!). Любой школьник или студент, вгрызающийся в гранит лексикографической науки, мог бы отдать за подобную эффективность весь мир и серебряные коньки в придачу. "Мы хотели узнать больше о способности детей учиться и запоминать новые слова", – рассказывает Сэмуэльсон. Предположим, что ребёнка окружают предметы, названия которых он уже знает. Потом в его поле зрения попадает незнакомый объект. Одновременно испытуемый слышит незнакомое слово. Предыдущие исследования показали, что в такой ситуации испытуемый воспринимает новое слово как название таинственного предмета. Авторы сравнили две ситуации: когда знакомые предметы и их названия известны малышу давно и прочно и когда он лишь недавно впервые встретился с ними. В каком случае ребёнок лучше запомнит совершенно новое слово? В эксперименте участвовали 82 ребёнка. Дети видели новый предмет (игрушку в виде птицы). Им требовалось запомнить, что она называется blick. Испытуемым из первой группы показывали её рядом с хорошо знакомыми им предметами, такими как мячи и игрушечные машинки. Малыши из второй группы встречали её в окружении двух предметов, с которыми психологи познакомили их недавно. Это были ковшик для мёда (который, как объяснили детям, называется zeb) и ситечко (оно же yok). Ребёнку предлагали познакомиться с новым предметом в окружении либо привычных, либо непривычных вещей. В итоге все дети продемонстрировали, что они поняли, что такое blick (малышей просили взять в руки тот или иной предмет). После им устроили пятиминутный перерыв (дети раскрашивали картинки). А затем исследователи проверили, насколько хорошо дети сохранили в памяти связь между только что выученным словом и предметом. К удивлению авторов, лучшие результаты демонстрировали дети, которых знакомили с таинственным blick в окружении едва знакомых zeb и yok, а вовсе не те, кто видел привычные им предметы мячи и машинки. "Мы ожидали, что знакомые слова помогут лучше выучить новые, но обнаружили полностью обратное. Это показывает, как уже имеющиеся знания влияют на процесс запоминания новых слов", – констатирует Сэмуэльсон. К слову, ранее та же исследовательская группа установила, что ребёнок лучше запоминает название нового предмета, если дать ему поиграть с новым предметом хотя бы минуту. Также было доказано, что дети в возрасте 2,5 лет справляются с этой задачей лучше, чем двухлетки. "Новая работа предлагает ещё один способ улучшения способностей детей к запоминанию связей между словами и предметами – нужно обучать их в контексте предметов, названия которых они только ещё запоминают", – добавляет Сэмуэльсон. Этот контринтуитивный подход работает, вероятно, по той причине, что процессу запоминания нового слова не мешают уже знакомые слова: в незнакомой обстановке дети как будто дольше концентрируются на новых для них словах. Впрочем, чтобы точнее разобраться в причинах этого явления, потребуются новые эксперименты. Новое открытие может пригодиться как педагогам, так и родителям, которые хотели бы улучшить навыки отдельно взятых малышей. В целом же данное исследование можно рассматривать как ещё один шаг на пути познании удивительного процесса: освоения ребёнком речи. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |