11:22 О чем молчат экстрасенсы |
В XIX столетии, называемом золотым веком медиумов, серию потрясающих экспериментов провел английский фокусник С. Дж. Дэви. Его целью было изучение поведения участников спиритических сеансов, их восприятия происходящего. Результаты оказались ошеломительными и неприятными для верящих в существование потустороннего мира настолько, что даже сегодня мало кто из авторов, пишущих о сверхъестественном, упоминают о них. Это сделал журналист Би-Би-Си Боб Кути в книге «Запретное знание: парадокс сверхъестественного» (Couttie B. Forbidden Knowledge: The Paranormal Paradox. Cambridge, 1988). Что им казалось Мистер У. рассказал следующее. Кусок шелка был положен на одну из грифельных досок, которую плотно прижали снизу к столешнице. Доску держали две руки: одна — мистера Дэви, другая — дочери мистера У. Их большие пальцы находились поверх стола, остальные — снизу — на обратной стороне доски. Сам мистер У. крепко сжимал другую руку мистера Дэви. Затем по команде фокусника все, сидевшие за столом, взялись за руки. Мистер У. наблюдал за обеими руками, державшими грифельную доску, неотрывно и был совершенно уверен, что ни одна из них не сдвинулась с места в течение всего эксперимента. На несколько первых вопросов дух не ответил. Тогда мистер Дэви спросил более настойчиво, глядя пристально на угол стола, под которым находилась доска: «Сделаешь ли ты что-нибудь для нас?» После того как вопрос был повторен три или четыре раза, послышался скребущий звук, и когда доску достали и перевернули, на ней было написано слово «да». В том месте, где появилась надпись, шелк остался неповрежденным. Такой же ответ был получен на другие вопросы еще два или три раза. Вот как выглядит происшедшее в изложении миссис и мисс У. — описания событий, сделанные двумя женщинами, практически совпадают. Мистер Доджсон (помощник Дэви) принес небольшую картонную коробку, в которой было несколько маленьких кусков шелка различного цвета. Мисс У. выбрала два из них и положила на грифельную доску. Перед этим все трое (мистер, миссис и мисс У.) написали свои имена или инициалы на этой же стороне доски. Затем мистер Дэви подсунул ее под край стола. Мисс У. прижимала доску все время и очень крепко. Задав несколько вопросов, участники сеанса услышали вскоре, как шуршит, двигаясь по доске, шелк. Доска была извлечена из-под стола — на ней появилось написанное от руки слово «да». Это был ответ на последний вопрос семьи У. Чуть погодя доску снова засунули под стол. Чтобы убедиться, что на ней нет никаких надписей, мисс У. выдвинула ее из-под стола и увидела: она абсолютно чиста. Некоторое время спустя мистер Дэви спросил духа, когда семья У. поплывет в Америку. Шелк снова заскрипел, и, вынув доску, на ней обнаружили надпись «восемнадцатого». Она была очень неразборчивой, к тому же это была неверная дата. Семья отправилась в Америку пятнадцатого числа. Что было на самом деле Что же происходило на самом деле? Чего не заметили и о чем забыли сказать все трое? Ни один из наблюдателей не указал, что доску вынимали из-под стола несколько раз, и, следовательно, мисс У. на это время утрачивала контроль над ней. А именно в эти мгновенья Дэви написал на ней слово «да». Он так умело обращался с доской, что зрителям казалось, будто они видят обе ее стороны. На самом деле видели они только одну. Надпись была сделана специальным крохотным карандашиком, а скрип шелка (конечно же, не того, что находился между доской и столешницей) воспроизведен хитроумным способом. Помимо всего этого, фокусник задал «духу» такой вопрос, на который должен был обязательно получить утвердительный ответ. Доска вновь несколько раз пряталась под столом и доставалась из-под него, прежде чем на ней появилась вторая надпись. Именно на протяжении этого отрезка времени Дэви попросил мистера У. задать вопрос, и тот спросил, когда они отправятся в Америку. Дэви написал — «восемнадцатого», используя ту же технику, что и в первый раз. Потом попросил мистера У. повторить вопрос. О том, что вопрос задавался дважды, мистер У. не упомянул. Конечно, трудно требовать от неподготовленных людей, чтобы они разгадали хитроумные трюки Дэви, но нельзя не отметить и их досадные промахи. Они не обследовали доску с той тщательностью, с какой нужно было это сделать. Если бы семья У. сделала это, фокус не удался бы. Не дали они и точного описания происшедшего. Невероятно, но факт Отчеты всех троих о следующем эксперименте настолько отличались друг от друга, что можно подумать, они присутствовали на разных сеансах. Миссис У. написала, что после короткого перерыва Дэви попросил вытереть две доски и сложить их вместе, предварительно поместив между ними несколько кусков шелка разного цвета. Затем он сказал, чтобы отец, мать и дочь положили руки на доски. Они выполнили его просьбу. Тогда Дэви предложил мистеру У. мысленно выбрать три любых цвета из имеющихся. Подержав доски сжатыми между ладоней несколько минут, отец, мать и дочь положили их на стол. После чего мистер Дэви и миссис У. прижали их, каждый одной рукой, а свободные протянули двум другим участникам сеанса, образовав круг. Несколько мгновений спустя Дэви как будто пронзил электрический ток, его рука, лежавшая поверх досок, задрожала, и немедленно раздался скребущий звук. Когда он прекратился, медиум попросил миссис У. поднять верхнюю доску, что она и сделала, обнаружив на нижней надписи тремя цветами, именно теми, которые мысленно загадал ее муж. Миссис У. совершенно уверена, что ни на миг не убирала руки с досок и ни на миг не отрывала от них взгляда. Иначе звучит версия мисс У. Она написала следующее. После первого эксперимента доска мистера Дэви была отложена в сторону и вместо нее взяты две другие, принадлежащие семье У. Их вытерли начисто и положили на одну из них несколько маленьких кусков цветного шелка. Второй доской закрыли сверху первую, после чего миссис У. и мистер Дэви плотно прижали их к столу. Затем последний попросил ее отца загадать мысленно три цвета. Далее все услышали, как кто-то пишет между досок. Когда верхнюю сняли, на нижней обнаружились надписи. Красным: «Мы очень рады, что можем сделать это для вас». Белым: «Мы можем повторить это еще раз». Зеленым: «До свидания». Мистер У., сообщает его дочь, загадал красный, белый и голубой. При вечернем освещении, продолжает она, трудно было с уверенностью сказать, зеленым или голубым цветом написано «До свидания». Но среди прочих кусков шелка был один, цвет его гораздо более походил на голубой, чем того мелка, которым была написана последняя фраза «До свидания». Вот что сообщил мистер У. Он, жена и дочь положили шесть маленьких карандашей, все разных цветов, между двух недавно купленных им грифельных досок, на которых были написаны имена всех членов семьи. При этом они не сдвигали доски с места и не поднимали их со стола. Некоторые из участников сеанса на непродолжительное время клали на них руки. После этого доски оказались в руках двух человек. Мистера У. попросили выбрать цвета, которыми должны быть сделаны надписи. Он мысленно загадал красный, белый и голубой и никому не сообщил о своем выборе. Затем, усиленно думая об этих трех цветах, недолгое время держал мистера Дэви за пальцы. После чего доски разъединили и обнаружили в том самом порядке, в котором были загаданы цвета, надписи. Красным: «Мы рады, что имеем возможность сделать это для вас». Белым: «Мы можем повторить это еще раз». Голубым: «До свидания». На самом деле многое было совсем не так, как описали члены семьи. Во-первых, мистер У. принес в комнату три доски, то есть на одну больше, чем было упомянуто. Во-вторых, Дэви выходил из комнаты, пока наблюдатели обдумывали результаты первого эксперимента. В-третьих, один раз, прежде чем появились надписи, доски все-таки были разъединены. И только эти три незафиксированные детали позволили фокуснику осуществить свой трюк. Пока пораженные зрители созерцали результаты первого опыта — надписи на доске,— Дэви потихонечку взял одну из трех досок мистера У. и вышел в соседнюю комнату. Там он написал на ней послание «духа» тремя разными цветами, которые, как предполагал, может выбрать мистер У. Вернувшись, Дэви положил эту доску на стол, чистой стороной кверху. В это время семья У. вытирала мокрой губкой две другие доски. После того как последние некоторое время находились между ладоней Дэви и миссис У., доски разъединили и верхнюю положили на стол. Когда они вновь были сложены вместе, доска с надписями заменила одну из чистых. При этом она была незаметно перевернута надписями внутрь. Тайны психики Новые сеансы убедили Дэви, что человеческая психика хранит тайны не менее загадочные, чем мир духов. Люди не только путали последовательность событий, но и начисто забывали, что, собственно, они собираются выяснить. Происходило это потому, что Дэви, начав один эксперимент, привлекал внимание к каким-то частностям и затевал параллельно новые опыты. Заинтересовавшись ими, люди забывали о первом и переставали следить за его ходом. Но он продолжался! Все тайное, что позднее поражало их воображение, ловкие руки фокусника творили в эти самые мгновенья. В нужный момент Дэви вновь привлекал внимание наблюдателей к начальному эксперименту, и неожиданно оказывалось, что он удачно завершен. При этом никто не замечал, что в событиях имеется значительный разрыв во времени. Когда зажигался свет, начиналось самое удивительное. Некто мистер Р. писал о сеансе, на котором присутствовало восемь человек: ничего не было подготовлено заранее, наблюдатели могли выбрать любую комнату, какую пожелали бы, в ней они могли обследовать все, что хотели, даже содержимое карманов мистера Дэви, которые были опустошены им перед сеансом, а все вещи, находившиеся в них, выложены на стол. В каждом ключевом моменте эти заявления были абсолютно неверны! Дэви и его ассистент тщательно подготовили все заранее. В действительности участники сеанса не могли произвольно выбирать комнату. Их, под каким угодно предлогом, заставили бы выбрать столовую. Что касается возможности обыскивать всю комнату и карманы Дэви, то, как только наблюдатели приблизились к буфету, в котором были спрятаны кое-какие необходимые для фокуса вещи, Дэви отвлек их внимание, вывернув карманы. Буфет не был обыскан. Далее, согласно отчету мистера Р., все происходило следующим образом. Дверь комнаты была заперта и заклеена полоской бумаги (один конец которой был прикреплен к двери, другой — к косяку). Ключ мистер Р. положил себе в карман. Затем были выключены газовые рожки, и наблюдатели оказались в полнейшей темноте. Лишь музыкальный ящик продолжал играть. И тут... Нет, погодите! Мистер Р. забыл указать, что дверь запирал Дэви. Фокусник повернул ключ сначала в одну сторону, а после в обратную, таким образом, она осталась открытой в то время, как все считали ее запертой. Бумажная полоска создавала лишь психологический эффект дважды запертой двери, на самом деле ее легко было открыть, не повредив бумаги. Никто не позаботился о том, чтобы скрепить полоску настоящей печатью. И совершенно напрасно: в соседней комнате находился помощник Дэви. Незапертая дверь и музыка, заглушавшая все другие звуки, позволили ему незамеченным войти в комнату и встать за спиной Дэви. Вначале то в одном, то в другом углу комнаты стали возникать звуки — шорохи, постукивания. Затем музыкальный ящик несколько раз поднялся в воздух, а мистер Р. неожиданно почувствовал, как чья-то рука сжала его ногу. Холодные, влажные пальцы касались тех, кто желал ощутить прикосновение духа, которым был ассистент, прежде чем войти в комнату, подержавший некоторое время кисть в чаше с ледяной водой. То тут, то там раздавались таинственные постукивания, внезапно вспыхнул голубой огонь и принял форму женской фигуры. Вскоре фигура исчезла, и на ее месте возник человек в тюрбане. В его руках была книга, он держал ее над головой, поглядывая из-под нее на сидящих за столом людей. И все эти чудеса были сотворены Дэви и его помощником при помощи спрятанных в буфете предметов. Рассказ о второй фигуре, глядевшей из-под книги,— типичный пример эмоционального восприятия происходящего. Свет, благодаря которому фигура была видна, исходил от фосфоресцирующего рисунка, сделанного на страницах книги. Когда она была поднята вверх, никто в действительности не мог видеть лица ассистента, игравшего роль фигуры, смотревшей якобы из-под книги. Далее, согласно записям присутствующих, человек в тюрбане, пройдя через потолок и издав при этом громкий шум, исчез. На самом деле случилось следующее: ассистент встал сзади на стул Дэви, поднял книгу над его головой и захлопнул ее. Днем накануне сеанса страницы нечаянно были порваны и именно поэтому, когда он закрывал книгу, издали незапланированный шум. На этом, пишет мистер Р., сеанс закончился. В действительности же прошло еще некоторое время, прежде чем зажгли свет. Его хватило на то, чтобы помощник Дэви успел покинуть комнату. Когда свет загорелся, фокусник заметил, что бумажная полоска, которой «запечатали» дверь, валяется на полу. Он подошел к двери, поднял полоску и приладил на место, после чего убедил восемь человек, что она все время там и находилась! Вот и верь после этого очевидцам! И пошло, и поехало Первая мировая война открыла небывалые возможности для фальшивых медиумов, готовых делать деньги на горе матерей и жен, отцов и братьев, возлюбленных, потерявших близких на полях сражений и жаждущих получить от них хоть какую-то весть, пусть из потустороннего мира. Американский исследователь Х.М. Мэсон в книге «Секреты сверхъестественного» (Mason H.M., jr. Secrets of Supernatural. N.Y., 1975) описывает некоторые стандартные трюки, использовавшиеся ими. "Комната погружалась во тьму, и медиум впадал в транс, чтобы призвать дух умершего. Если родственники хотели увидеть погибшего, перед ними на краткий миг появлялась фигура призрака. Его изготавливали из газовой или тонкой шелковой ткани, затем обрабатывали люминесцентной краской и прикрепляли к концу длинного черного шеста. Шест просовывался через щель или разрез в черных портьерах Известно, что во время спиритического сеанса принято класть руки поверх стола, растопырив пальцы и легко касаясь мизинцами пальцев соседей справа и слева. Опытный медиум, как и хороший фокусник, может незаметно убрать руку со стола, если, конечно, погашен свет. Остальное, как говорится, дело техники. Другой прием перенят медиумами у пароходных шулеров с Миссисипи. Это эластичный манжет, из которого незаметно выдвигается деревянный или металлический стержень. Им поддевают край стола, и тот начинает двигаться, когда медиум поднимает или опускает руку. Шулеры использовали это приспособление иначе, чтобы незаметно доставать нужные карты из рукава. Представляете, что можно сотворить сегодня после 100 лет развития мастерства иллюзионистов и появления фантастических возможностей, которые им предоставляет современная техника и технология? Вспомните Дэвида Копперфильда, и вам не нужно будет ничего придумывать… |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |