14:13 Очень простые современные гении |
Рождение гения — загадка. Историки, психологи, социологи и, конечно же, педагоги, стараются разгадать ее уже не одну сотню лет. Но главной целью является разработка такого педагогического механизма, который позволил бы вырастить «гения» из любого ребенка. Деревенский скульптор Андрея Оськина уже успели окрестить «скульптором-самоучкой». Но как же удалось простому деревенскому мальчику стать настоящим художником? «Петр Великий когда-то проезжал по Сибирскому тракту (он проходил в нескольких верстах от Мундыря) и подарил здешнему жителю, по видимому, изношенную часть своего одеяния». К сожалению, от былой славы осталось только название. Подкосила война: лишь на один двор из пяти вернулся хозяин. В Мундыре две трети домов безлюдны. Правда, есть ферма, в которой 30 голов дойного стада. Как говорят, общественную скотину держат только для того, чтобы окончательно хозяйство не загнулось. Как произошло в соседних селах. - Я сейчас из себя ничего не представляю. Это просто мое увлечение. Художник — особое состояние, когда умеешь свою душу показывать. Я начинал в дереве работать; познакомился с хорошим мастером-резчиком из города Шарья, Масленниковым Николаем. Понаблюдал — и понял, что он под структуру дерева подлаживается. Для меня это — не то, мне свободы выражения хочется. Пробовал рисовать, но мне не хватало объема. Вроде рисуешь лицо, но так и тянет обе руки задействовать, чтобы форму чувствовать. Оттого и пришел к глине, к гипсу. Но пока у меня не то получается. Не то…» Лепит Андрей в основном односельчан. Реставратор из Синячихи Иван Данилович Самойлов –землеустроитель, церковник, «чудак» и «рыцарь» Синячихи. Это лишь немногие эпитеты, которыми наделяют его местные жители. Но, пожалуй, главное определение – это спаситель. Ведь Иван Данилович сохранил для потомков несколько десятков архитектурных шедевров. Правда, за это «спасение» ему пришлось побороться. Советская власть обвиняла его в подрывной деятельности. «Дело в том что всего-то в четырех километрах от Синячихи находится шахта, в которой в 1918-м году были зверски замучены члены царской семьи, включая Елисавету Федоровну Романову. И коммунисты старались сей факт скрывать от мировой общественности. Как вдруг на горизонте появился человек, принявшийся самостоятельно реставрировать в Нижней Синячихе Спасо-Преображенский храм. Вроде как, получается, памятник Романовым воздвигает! Это сейчас у шахты строится целый монастырь; в те времена восстановительную деятельность Самойлова рассматривали чуть не как терроризм!» Спасли Ивана Даниловича лишь ранения и медали фронтовика. «Нижняя Синячиха — "идеальное” уральское село, вобравшее в себя все лучшее, что сотворил русский гений, весьма комфортно освоивший за четыре столетия отроги Уральских гор. В Синячихе все доступно, все постигаемо даже без экскурсовода (хотя несколько жителей села именно работают экскурсоводами). По селу вольно раскиданы образцы уральской архитектуры, привезенные из самых отдаленных деревень. Это часовни, дома, усадебные и общественные постройки. Есть мельница, кузница и даже пожарная. Здания не пустуют: в часовне Александра Невского размещена экспозиция деревянной резьбы; часовня Вознесения Господня стала выставкой работ крестьянки Христины Денисовны Чупраковой (она вышивала картины); часовня Зосимы и Савватия Соловецких — зал художницы "из народа” Анны Ивановны Трофимовой». В Синячихе лучшее в мире собрание уральской домовой росписи. Реставрацию Самойлов начал сам и без всяких "благословений” со стороны власти. В то время тенденция была несколько иная: храмы доламывали, объясняя это тем, что они аварийные и дети, играющие на развалинах, могут покалечиться. А, между тем, Самойлов из синячихинских стариков сколотил бригаду — пять человек. Сам платил мужикам. Деньги "нашел”, продав корову (тогда Самойловы скотину держали) и отцовский дом в деревне Исаковой. Ну, и семейные накопления тоже пригодились. По тем временам сумма накопилась немалая — семь тысяч. На них можно было "Волгу” новую купить. Иван Данилович и сейчас убежден в том, что поступил правильно. «Спасо-Преображенский храм стоит не только денег, но и человеческой жизни». Власть начала преследовать Самойлова. А в 76-м году его исключили из партии. Но остановить реставрацию не смогли. Самойлов был председателем районной организации Общества охраны памятников (ВООПИК), реставрацию вел официально, с документацией (все отпуска Самойлов посвящал поездкам в старинные русские города с целью изучения опыта реставрации). И финансирование шло как бы с членских взносов ВООПИКа. Пусть это были жалкие 30 копеек в месяц с члена, но ведь вклад Самойлова считался добровольным пожертвованием, а это не запрещали даже советские законы. На памятной доске у входа в Спасо-Преображенский храм начертаны имена плотников, каменщиков, кровельщиков, маляров — всех, кто принимал участие в его реставрации.. Своего имени Иван Самойлов на этой доске не начертал. Художник-старовер К сожалению, редки те случаи, когда «художник из народа» становится знаменит за пределами своей малой родины. Аркадий Панкратьев – приятное исключение. Художник-старовер из карельского города Олонец известен далеко за пределами республики. |
|
Всего комментариев: 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|