09:15 Технический осмотр автомобилей: реформа неизбежна |
Конфуций предостерегал: не дай вам бог жить в эпоху перемен. К сожалению, российским автовладельцам другие времена и не знакомы. Практически во всех областях права, связанных с покупкой, владением, эксплуатацией автомобиля, регулярно меняются правила игры. Редкий нормативный акт действует без поправок больше года. И сейчас мы в самом начале нового большого витка реформ: уже действуют печально известный Техрегламент, платные парковки, платные дороги… И уже в ближайшем будущем - платный въезд в города, ограничения по эксплуатации транспорта с низким экологическим классом, радикальная реформа системы ОСАГО и техосмотра. Последний пункт – наверное, самый болезненный для автовладельцев. Все мы прекрасно помним, как это было до 2011 года. Для описания хватит двух слов: коррупция и злоупотребления. В 2011 систему технического осмотра забрали у ГИБДД и передали в частные руки, оставив контроль за Российским союзом автостраховщиков. Но стало ли лучше? Страховые компании не оперируют понятиями «безопасность дорожного движения», «техническое состояние транспортных средств», им не нужно знать об автомобиле ровным счетом ничего, кроме его мощности, так как она используется при расчете стоимости полиса ОСАГО. Страховщики говорят исключительно языком денег, их задача – получение прибыли, а не снижение смертности на дорогах. Реальный технический осмотр автомобиля в эту схему не укладывается. Тут специалисты нужны, инфраструктура, оборудование. Издержки, одним словом. Страховщики и сами признают, что система не работает. По их данным, за пять прошедших лет реальный технический осмотр прошло только 15-17% автомобилей. При РСА аккредитовано около 3700 операторов техосмотра, из которых в лучшем случае 700 располагают хоть какой-то технической базой. В итоге страховщики решили, что смысла отдавать еще один рынок частникам нет, и наладили, по сути, продажу диагностических карт в аффилированных структурах. Даже через интернет можно купить, с доставкой. Признавая провал реформы техосмотра, страховщики предлагают и решение. С их точки зрения, если ввести дополнительные штрафы для автовладельцев, у которых нет диагностических карт, и штрафовать их в автоматическом режиме с помощью камер, проблема решится сама собой. Попытка заменить реальный технический осмотр штрафом – такое могли предложить только страховщики, которые привыкли решать проблемы с позиции силы. Первой из госструктур тревогу начал бить не Центробанк, который осуществляет надзорные функции за страховыми компаниями, а МВД, которое отвечает за безопасность на дорогах. В 2011 году мы наблюдали минимальное за последние 20 лет количество ДТП, вызванных плохим техническим состоянием транспортных средств. К 2015 году количество таких ДТП выросло в три раза. Понятно, что за цифрами в данном случае стоят человеческие жизни и судьбы. Страна крайне быстро откатилась на уровень 2006 года. И ситуация ухудшается год за годом, причем чрезвычайно быстро. МВД представило свое видение реформы техосмотра, в рамках которой аккредитацией станций технического осмотра занялась бы Росаккредитация, а полицейские получили бы возможность проводить на них проверки. Правительство такой подход не поддержало, поручив разработать законопроект Министерству экономического развития, которое должно было до 1 декабря представить в Правительство свои предложения. В концепции Минэкономразвития ведение реестра станций техосмотра останется за РСА, а надзорные функции должен осуществлять Ространснадзор. В итоге в реформе техосмотра нужно будет пройти между Сциллой и Харибдой: вернуть реальный технический осмотр автомобилей, при этом не создавая дополнительной финансовой и административной нагрузки для автовладельцев. Еще и возможности для коррупции надо перекрыть. Однако уже сейчас понятно, что даже с функцией по ведению реестра РСА не справляется, и эту структуру точно нужно исключать из системы технического осмотра. Перед глазами – пример Латвии. Там автомобиль должен проходить техосмотр ежегодно, процедура простая и понятная. Автомобиль последовательно проходит несколько постов, где осматривается ходовая часть, замеряется состав выхлопа и правильность настройки фар. Если что-то не в порядке, техник выписывает «больничный лист» на месяц, и хозяин автомобиля сам решает, когда в этот период он будет ездить, а когда, где и как ремонтировать свою машину. Главное - в течение отпущенного времени явиться на пункт ТО и продемонстрировать устранение неполадок. За вторичный осмотр берется символическая оплата, проверка осуществляется только по тем позициям, которые указаны в «больничном листе». Купить талон или «договориться» категорически невозможно. Но есть и пример Украины, где техосмотр просто отменен для многих категорий транспортных средств. Национальный автомобильный союз уже в скором времени разработает свое видение данной реформы. Будет сформирована отдельная экспертная рабочая группа, которая оценит проекты МВД и Минэкономразвития и разработает такой вариант, который не будет содержать в себе «подводных камней» для автовладельцев. Ключевая для нас позиция – предложить такой вариант реформы, чтобы не было возможности применить штраф по статье 12.5 КоАП и снять автомобиль с регистрации за внесение изменений в конструкцию. Техосмотр должен показывать работоспособность основных систем автомобиля, а не оценивать его конструкцию и комплектацию, установленное оборудование и тюнинг. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза |
|
Всего комментариев: 11 | |||||||||
|