18:26 ПХОВА: "Помни о смерти, чтобы вся жизнь имела смысл"![]() |
Все мы приходим в этот мир, чтобы когда-то из него уйти: и этот уход для кого-то из нас может обернуться болезненной агонией, а для кого-то — счастливым растворением в потоке света. Возможно, именно поэтому нашему современнику важно следовать в мыслях поговорке древних, гласящей: "Помни о смерти, чтобы вся жизнь имела смысл". Смотреть смерти в лицо Вся наша западная культура строится вокруг избегания мыслей об умирании. Подобно тому, как страусы прячут голову в песок, наш европейский собеседник боязливо втягивает голову в плечи, едва слышит про чью-либо смерть. Порой создаётся ощущение, будто разговоры о смерти связаны с чем-то неприличным. Лишь немногие отваживаются размышлять об уходе из этого мира: одним из подобного рода мыслителей был Лев Толстой, чьё высказывание "все мысли о смерти нужны для жизни" камертоном отозвалось в сердцах его современников… Напротив, на Востоке, в частности, в рамках традиции тибетского буддизма и системы дзогчен издавна было принято готовиться в момент умирания к переносу сознания в лоно мудрости Будды. Это осуществлялось посредством пхова — йогических и медитационных практик, специально предназначенных для помощи переживающим смерть людям и животным. Примечательно, что в настоящее время существует масса методик пхова, рознящихся в зависимости от подготовки и опыта отдельно взятой личности. Переродиться в лучшем из миров Учение тибетского буддизма гласит, что во время умирания душа может покинуть плоть через одно из девяти отверстий человеческого тела, в число которых, среди прочих, входят нос, рот, глаза, уши… Отверстием, через которое душа покидает тело, обуславливается её последующее перерождение, могущее состояться как в мире ада, так и в мире богов. Тибетцы считают, что овладение практиками пхова даёт возможность для перерождения в одном из высших миров. Обучение пхова неразрывно сопряжено с молитвами Будде Амитабхе, или Будде Безграничного Света, воплощающем собой безграничную природу нашего ума. Считается, что вследствие данного рода практик обретается навык получасового переноса сознания умершего после остановки его дыхания в чистую страну Дэвачен. Таким образом, пхова представляет собой слияние души со светоносной природой высшего божественного существа. Смерти нет Итогом обучения практике пхова считается появление в районе родничка дырочки, в которую ламой традиционно вставляется кусок травинки куша. Подчас неподалёку от затылка наблюдается выпадение волос, или же чувствуется жар. По словам ламы Согьял Ринпоче, в некоторых случаях мастера, практикующие пхова, были настолько сильны, что, когда умирающий испускал дух, из его черепа с огромной силой вылетал кусочек кости, знаменуя собой выбрасывающееся наружу сознание. В качестве своеобразного "побочного эффекта" наблюдается избавление от страха смерти: ведь в результате практики пхова каждый из нас встречается со своей истинной природой. Парадоксально, но факт: учёные, изучавшие психофизический эффект пхова, обнаружили, что у лиц, практиковавших пхова, были зарегистрированы существенные физиологические изменения нервной системы. В частности, было выяснено, что при пхова происходит стимуляция отдельного участка головного мозга (гипоталамуса), отвечающего за регуляцию всех функций организма. По словам ламы Оле Нидала, те, кто прошёл пхову, часто говорят, что есть две жизни — до пховы и после пховы. Чем больше мы знаем о смерти, тем меньше мы боимся её. Ещё Карл Густав Юнг утверждал, что в умирании необходимо видеть цель, к которой нужно стремиться — ведь это даёт нам ощущение того невосполнимого смысла, без которого обесценивается всё наше существование. |
|