После небольшого всплеска потребительской активности в марте в апреле россияне вновь перешли в режим экономии. Их номинальные расходы вернулись на уровень ноября, а реальные - на уровень апреля прошлого года, свидетельствуют данные холдинга "Ромир".
В апреле текущего года индекс потребительской активности снизился относительно марта на 5,8%. С учетом официального показателя инфляции это означает сокращение потребления на 6,3%. По сравнению с апрелем 2014 г. номинальные расходы выросли на 14,2%. Но этот номинальный рост был также полностью "съеден" инфляцией, накопленной с апреля прошлого года. Поэтому в годовом выражении реальные расходы россиян сократились на 2,2%.
Нынешнюю динамику потребительских настроений исследователи сравнивают с "американскими горками" и объясняют ее изменением потребительского поведения населения в марте. Зимой на резкий рост цен граждане среагировали тем, что стали в принципе реже ходить в магазины, чтобы меньше тратить. В начале весны они вернулись в прежний режим посещения торговых точек, но расширили их спектр в поисках наиболее привлекательной цены. Такая политика привела к увеличению трат, возможно, безотчетному, поскольку в каждом магазине что-то покупалось. Но к апрелю, видимо, потребители выяснили что, где, почем и определились с приоритетными магазинами. Поэтому общие траты снова снизились.
Также в марте, предположили эксперты "Ромир", после зимы создавались новые запасы продуктов, которые были куплены в конце прошлого года и съедены к концу первого квартала года текущего. Апрельская статистика, по их мнению, это предположение подтверждает.
О том, что россияне сегодня предпочитают сберегать, а не тратить деньги, косвенно свидетельствуют и банковская статистика. Рублевые вклады населения в банках РФ в апреле выросли более чем на 3%, валютные - на 4,3%.
Сегодня сама возможность хоть что-то сберегать - уже благо. Многие живут от зарплаты до зарплаты. Почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на еду и оплату прочих жизненно важных нужд. В отчете компании Nielsen это названо антирекордом - даже в кризисном 2009 г. о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4 - 7% россиян
Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2015 г. опустился до 72 пунктов, что является самым низким значением за всю историю его расчета. В первом квартале кризисного 2009 г. он находился на уровне 75 пунктов.
"Изрядно потратившись в конце 2014 года россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро. Сегодня же потребительские настроения на историческом минимуме: осторожность, внимательность, повышенные требования к качеству товара и его цене - вот что характеризует сегодняшнего российского потребителя", - рассказала изданию коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп.
По итогам марта 2015 г. Росстат сообщал, что реальные располагаемые доходы россиян снижаются пятый месяц подряд - в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре 2014 года. При этом с каждым месяцем падение ускоряется: в январе 2015 г. они сократились в годовом исчислении на 0,8%, в феврале - на 1,6%, в марте - на 1,8%. В целом по итогам первого квартала 2015 г. реальные доходы населения России сократились на 1,4%, тогда как за весь 2014 г. - на 0,8%.