16:13 Письма богу-крокодилу |
Если бы современный среднестатистический человек посмотрел на древние египетские письмена, то первая мысль, которая возникла бы в его голове, возможно, была следующей: что означают эти прикольные картинки? Однако над этими «прикольными картинками» ломали головы многие ученые в разные времена. Все они пытались разгадать не просто лингвистическую основу египетской письменности, но и сакральный смысл написанного… Если говорить о египетских письменах древних эпох, то здесь стоит выделить два главных направления. Первое направление – бытовое. В этом случае египтологам нередко приходилось иметь дело с надписями, которые делали обычные египтяне, обращаясь друг к другу. Второе направление – религиозное. Здесь папирусы и древние камни содержат материалы, которые являются письмами египтян разных сословий в адрес богов. Коснемся рассмотрения именно религиозных вариантов египетских писем, многие из которых дошли до наших дней и представляют огромную культурную и историческую ценность. В конце 80-х годов итальянскими археологами, работавшими на территории Египта, были обнаружены сотни древних папирусов, содержавших обращения к одному из наиболее почитаемых египтянами богов – Себеку. Это существо является богом-крокодилом, который, по всей видимости, воспринимался в Древней Египте тем, кто может на божественном уровне решить самые разные проблемы. Имя Себек (Собек) изображался в иероглифической форме как крокодил, взобравшийся на некую усеченную пирамиду. А само божество египтяне представляли на картинках как человека с головой крокодила. Себек почитался в Египте как бог разлива Нила, а Нил давал Египту не просто воду, но и понятие жизни вообще. Разливы Нила помогали египтянам собирать большие урожаи, и в то же время могли смывать целые поселения. У бога-крокодила в Древнем Египте был даже свой, как бы сегодня сказали, культурный центр. Он назывался в городе Шедит, который позднее греки назвали «Городом гадов» или Крокодилополем. Здесь археологи нашли более двух тысяч мумифицированных крокодилов, которые хоронились с особыми почестями. В найденных папирусах археолог и нашли вопросы к Себеку по поводу того, когда начнется следующий разлив Нила, когда в семье появится ребенок, стоит ли в определенное время приступать к работе, кто украл меч и т.п. По сути, это был самый настоящий «народный бог», который помогал египтянам получать самые различные ответы на интересующие их вопросы. Себек передавал свое суждение через жрецов храма. Благодаря этим письмам, можно сделать вывод о том, чем жили люди Древнего Египта, а это же позволяет сопоставлять их интересы с интересами современного человека и делать вывод, что мы не так уж и далеки друг от друга. Себек. Навершие храмового штандарта. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр Фрагмент стелы со священными крокодилами Себека. Известняк. 13 в. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей. Впервые предвечная сила Себека упоминается еще в «Текстах пирамид», где умерший царь отождествляет себя с богом-рептилией, которого рождает и кормит своим молоком предвечная мать Нейт-Мехетурет, небесная корова-пловчиха половодья: «Себек, зеленый перьями, грозный обликом, широкогрудый, блистательный, выходящий от ног и хвоста Великой, которая есть сияние». Фрагмент скульптурной группы Себека и царя Аменхотепа III из храма Себека в Сумену (совр. Махмид эль-Кибли). Алебастр. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства. Более поздние тексты повторяют описание божества, «зеленые перья» на голове которого – это стебли и цветы водных растений, зубы которого сильны и многочисленны, тело которого длинно и могуче. Себек на протяжении всей истории своего культа сохранял наиболее агрессивные качества животного, о чем говорят его эпитеты: «острый зубами», «любящий разорение». Статуя Маи, чиновника города Сумену, прославляющего Себека. Из храма Себека в Сумену. Черный гранит. 13 в. до н.э. Сексуальная сила Себека, имя которого можно перевести как «Оплодотворяющий», подчеркивается, опять же, в заупокойных текстах, называющих бога «владыкой семени», тем, «кто ест, совокупляясь», «приносящим беременность». Голова статуи священного крокодила. Серый гранит. 6-4 вв. до н.э. Париж, Лувр. В египетской традиции крокодил предстает воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период ее неукротимого половодья. В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме: «Великий бог, чьи глаза – две звезды, Культовый менат с эгидой с эгидой и изображением бога Себека. Черная бронза, золото. 11-9 вв. до н.э. Париж, Лувр. Наиболее хорошо сохранившийся в наши дни храм Себека был посвящен ему вместе с Хоруром в Ком Омбо, где все святилище пересекают параллельные две оси, посвященные божествам. Поблизости от храма был найден некрополь священных животных с огромным числом мумий крокодилов всех эпох. Некрополи с мумиями священных крокодилов также обнаружены в Эсне; в Маабаде, в пещерах Самун, датированных греко-римским временем, хранились тысячи мумий рептилий, включая огромных особей длиной до 9 метров. Священный крокодил Себека. Черная бронза, золото. 19-18 вв. до н.э. Мюнхен, Египетский музей.
Фрагмент статуи Себека из заупокойного храма Аменемхета III в Хаваре ("Лабиринта"). Известняк. 19 в. до н.э. Оксфорд, Эшмолеанский музей. Фрагмент статуи Себека из заупокойного храма Аменемхета III в Хаваре ("Лабиринта"). Известняк. 19 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств. (с) фото – MFA Стела с изображением жреца Пийа с сыном, почитающих бога Себека, владыку Сумену. Известняк. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства Фрагмент магического жезла с изображением крокодила. Кость. 19-18 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. (с) фото – Corbis Блок, использовавшийся для открывания отверстия в подземное озеро Себека в храме в Сумену. Посвящен Себеку и Хатхор "управляющим сокровищницей Амона" Небнефером. Черный гранит. 14 в. до н.э. Луксор, Музей Египетского искусства. Магический жезл из Гелиополя. Кость. 19-18 вв. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
Священный крокодил Себека из Дейр эль-Мединэ. Дерево. 13-11 вв. до н.э. Париж, Лувр. Амулет в виде священного крокодила Себека-Ра. Бронза. 9-6 вв. до н.э. Музей египетской археологии им. Ф. Питри, Лондон.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |