07:44 Развлечение![]() |
Развлечение как духовную болезнь Нового времени первым диагностировал Блез Паскаль: «Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать»[2]:112. Или, можно добавить, думать о том, как «победить смерть», «победить время» и т. д. Паскаль именует эту духовную болезнь «развлечением» и рассказывает, как он пришел к мысли о пагубности divertissement «увеселение»: «Когда я стал думать о разнообразных треволнениях, подстерегающих людей, о трудах и опасностях, которым они подвергаются при Дворе, на войне, где родится столько стычек, страстей, отчаянных и зачастую неудачных начинаний, и т. д., – я говорил нередко, что все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате... Но когда я взглянул на дело пристальнее и, обнаружив корень всех наших несчастий, пожелал доискаться до их первопричины, то нашел одну очень важную – сам наш от природы горестный удел; мы слабы, смертны и так несчастны, что для нас нет утешения ни в чем, если мы задумаемся о нашем уделе всерьез. В каком бы положении человек ни был, соберет ли он все сокровища, что могут нам принадлежать; получит ли он царский сан, высочайший в мире, – вообразите его, окруженного всеми желанными ему благами; но если он лишен развлечений и предоставлен догадкам и раздумьям о том, кто он есть, – это безмятежное блаженство не будет ему опорой, и он с неизбежностью придет к мыслям о том, что ему угрожает, о мятежах, которые могут случиться, наконец, о неминуемой смерти и болезнях; и вот, без того, что зовется развлечением, он несчастен, он несчастнее, чем последний из его подданных, если тот играет и развлекается. Итак, единственное благо людей состоит в развлечении от мыслей о своем уделе; это может быть какое-нибудь занятие, сбивающее мысли на другой путь, или какая-либо новая приятная страсть, их заполняющая, или игра, охота, увлекательное зрелище – одним словом, все, что зовется развлечением»[2]:112-113. Развлечение приносит лишь мнимое и временное «счастье», и поэтому, отмечает Паскаль, «если бы человек был счастлив, блаженство его было бы тем полнее, чем меньше у него было бы развлечений, как у святых и Бога. Да; но разве наслаждаться развлечениями не значит быть счастливым? – Нет; ведь развлечения приходят извне и от других; поэтому человек зависим во всем, тысяча случайностей может его тревожить и приносить неизбежные огорчения»[2]:112. Да, эти развлечения являются внешними, и они чужды природе души человека, но зато они поставлены на промышленную основу в массовой культуре, возникающей с расцветом гностических идеологий. Средства массовой информации и коммуникации становятся средством опьянения масс, на что в связи с мыслями Паскаля указывает Эрих Фогелен: «Общение в обществе становится опьяняющим и поэтому может быть отнесено к разряду явлений, которые Паскаль рассматривает как „развлечения". В своих „Мыслях" Паскаль исследовал беспокойство нашей жизни, noirceur, или мрак, наполняющий душу, пустоту, которая приводит к скуке и, в конце концов, к отчаянию, когда в душе нет порядка веры. Чтобы избежать этих состояний души, человек изобрел развлечения, которые должны победить пустоту души посредством деятельности... Сегодня эта проблема по-прежнему не решена, хотя уже существуют промышленные способы преодоления беспокойства и скуки в массовом обществе. Кино, радио, телевидение в основном носит характер „развлечений" в смысле, который вкладывал в это понятие Паскаль, то есть опьяняющей деятельности, которая спасает на время от беспокойства и пустоты жизни»[3]. 1. Этимологический словарь современного русского языка / сост. А. К. Шапошников : в 2 т. т. 2. М.: Флинта, Наука, 2010. С. 255 2. Паскаль, Блез. Мысли / Пер. Ю. А. Гинзбург. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. 3. Voegelin, Eric. Necessary moral bases for communication in a democracy // Published Essays, 1953–1965. The collected works / Ed. Ellis Sandoz. — Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 2000. — Vol. 11. — P. 49–50. |
|
Всего комментариев: 5 | |
|