15:16 Псевдофилософия |
Псевдофилософия - лжефилософия, филодоксия - любовь к мнениям. Род развлечения. Начиная с XVII века происходит замена философии, то есть учения о сути бытия, филодоксией, софистикой. Эрих Фогелен указывает на то, что философия и филодоксия противоположны друг другу, и разделяет их отношение к подлинно сущему. Фогелен пишет, что Платон вводит пару противоположных понятий: «философ» и «софист», причем «философ – это конкретно тот, кто сопротивляется софисту; тот, кто пытается образовать правильный порядок в своей душе через сопротивление больной душе софиста; тот, кто может образовать парадигму правильного общественного порядка по образу своей правильно упорядоченной души в противопоставление общественному беспорядку, который является отражением беспорядка души софиста; тот, кто вырабатывает концептуальные инструменты для диагностики здоровья или нездоровья души; человек, который вырабатывает критерии правильного порядка, основанного на Божественной мере, на которую настроена его душа; наконец, это человек, который становится философом в узком смысле слова как мыслитель, который выдвигает утверждения относительно верного порядка в душе и обществе, достигая эпистемологической научной объективности, которая как раз яростно оспаривается софистом, чья душа настроена на общественное мнение, а не на Божественную меру» [1]. Эрих Фогелен имеет в виду прежде всего раздел «Государства» Платона, где тот утверждает, что «философ познает не мнения, а бытие и истину», и где противопоставляет того, «кто ценит красивые вещи, но не ценит красоту самое по себе и не способен следовать за тем, кто повел бы его к ее познанию», то есть софиста, тому, «кто в противоположность этому считает что-нибудь красотой самой по себе и способен созерцать как ее, так и все причастное к ней, не принимая одно за другое», то есть философу [2]. Эрих Фогелен отмечает, наконец, что в наше время мы имеем множество филодоксов, и поскольку память об их отличии от философов утрачена, то мы считаем их философами: «В современном смысле слова философы это именно те, кого Платон считал противоположностью философам» [3]. Светский феноменализм и богословский модернизм едины в том, что учат не о сущностях, а о явлениях. Тот, кто ставит в вещах Божественных в центр не Богооткровенную догму, а свой опыт, личный или коллективный, автоматически должен быть отнесен в разряд софистов, любителей мнений, но не Истины. Несмотря на это, модернисты считают допустимым говорить о Боге все, что им угодно, на основании своего опыта и частных ощущений, а также связывать эти частные ощущения с произвольно избранными богословскими и философскими терминами и при этом объявляют, что все христианские богословы до них поступали точно так же. разновидности Диалектический материализм; персонализм; постмодернизм; экзистенциализм антиэссенциализм. источники Платон. Государство // Сочинения: В 4-х т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2007. Voegelin Eric. Order and History: Plato and Aristotle, Volume III. New order & last orientation // The collected works. V. 16. Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 2000. Сноски 1. Voegelin Eric. Order and History: Plato and Aristotle, Volume III. New order & last orientation // The collected works. V. 16. Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 2000. P. 123 2. Платон. Государство // Сочинения: В 4-х т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2007. С. 302–303 3. Voegelin Eric. Order and History: Plato and Aristotle, Volume III. New order & last orientation // The collected works. V. 16. Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 2000. P. 120 Два града - научно-исследрвательский образовательный портал |
|
Всего комментариев: 12 | |||||||||
|